Шестилетки на пороге школы.

Начало школьного обучения - закономерный этап на жизненном пути человека. Это чрезвычайно важный и ответственный момент не только для будущего первоклассника, но и для его родителей, так как без их помощи подготовка к школе не будет качественной.

Практический опыт показывает, что, к сожалению, не все дети успешно подготовлены к школьному обучению. А ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость в последующие годы и в целом его отношение к школе. Если же он не имеет необходимой подготовки, процесс адаптации его к учебной деятельности осложняется.

В большей степени к школьным трудностям не подготовлена семья. Многие родители испытывают затруднения в решении вопросов предшкольной подготовки. В частности, какие виды совместной деятельности с ребенком определить как основные? Что надо делать сегодня, чтобы обеспечить успешность адаптации к учебной деятельности? Что должен знать и уметь ребенок, поступающий в школу? И прочее.

На наш взгляд, усилия педагогов ДОУ должны быть направлены на подготовку не только ребенка, но и его родителей. Целенаправленное взаимодействие близких взрослых с дошкольником и ДОУ задает те внешние социальные структуры, которые способствуют успешному формированию разных сторон его личности.

В общении с ребенком близкие люди должны научиться создавать атмосферу доверия, доброжелательного отношения к школе, оптимальные условия для его развития.

Ребенок предшкольного возраста имеет особенности развития:

- интенсивно развиваются мышцы туловища и позвоночник, что значительно влияет на его общее физическое развитие;

- не совсем сформирована психика, что характеризуется высокой утомляемостью;

- поведение отличается непосредственностью, эмоциональностью. Взрослому не следует принимать такое поведение за непослушание;

- повышаются возможности саморегуляции поведения;

- нравственные мотивы становятся определяющими для поведения и действий ребенка;

- важным качеством является подражание, однако надо помнить, что ребенок перенимает не только положительное, но и отрицательное.

Рассмотрим показатели готовности ребенка к школе. Что надо делать взрослым для достижения ребенком физической готовности:

- заботиться о повышении защитных сил организма и для этого приобщать ребенка к утренней гимнастике, воспитывать желание заниматься физическими упражнениями, подвижными и спортивными играми;

- обращать внимание на осанку ребенка при различных положениях;

- своевременно обеспечивать прохождение медицинского обследования;

- создавать материальную базу для физического развития.

В структуре психологической готовности принято выделять два компонента:

- личностную готовность (готовность ребенка принять новую социальную позицию - позицию школьника, имеющего определенный круг прав и обязанностей);

- интеллектуальную готовность (наличие определенного кругозора; запаса конкретных предметных знаний; определенного уровня развития внимания, восприятия, памяти, речи, мышления, воображения).

Для этого в течение всего учебного года родителям следует не пропускать занятия в детском саду без уважительной причины, обращать внимание на то, как ребенок усваивает программный материал, выполнять рекомендации педагогов и специалистов ДОУ.

Ребенок старшего дошкольного возраста должен проявлять способность трудиться, уметь управлять своим поведением, умственной деятельностью. Формирование эмоционально-волевой зрелости - важный аспект подготовки ребенка к школе. Возможные пути решения проблемы:

- приучайте ребенка соблюдать режима дня;

- старайтесь ставить перед ребенком понятные и достижимые цели;

- развивайте умение слушать и слышать;

- при выполнении последовательных поручений используйте схему - рисунок;

- приучайте преодолевать трудности, считаться с интересами других членов семьи;

- при выполнении хозяйственно-бытовых поручений учите доводить начатое до конца;

- воспитывайте терпение, усидчивость;

- научите правильно реагировать на неудачи;

- помогайте ребенку обрести чувство уверенности в себе.

Таким образом, мы понимаем, что школьные трудности неизбежны. То, как их пройдет ребенок, во многом зависит от взрослых, от их помощи и поддержки. Подготовка к школе и школьные успехи взаимосвязаны. Чем больше наши старания на этапе предшкольной подготовки, тем легче ребенок адаптируется к новым для него условиям.

Что необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в школу?

  1. Свое имя, отчество и фамилию.

  2. Свой возраст, дату рождения.

  3. Свой домашний адрес, путь из дома в детский сад.

  4. Название станицы, ее главные достопримечательности.

  5. Название страны, края, в котором живет.

  6. Фамилии, имена, отчества родителей, их профессии.

  7. Имена братьев, сестер, их возраст.

  8. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о них).

  9. Уметь выделять существенные признаки предметов, классифицировать их по следующим категориям: животные (дикие, домашние, их детеныши; дикие животные наших лесов, жарких стран, севера); птицы (зимующие, перелетные), насекомые, растения (цветы, деревья); овощи, фрукты, ягоды; транспорт (наземный, водный, воздушный); одежда, обувь, головные уборы; посуда, мебель.

  10. Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.

  11. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.

  12. Составлять целое из 5-6 частей.

  13. Ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая - левая сторона, верх - низ листа).

  14. Уметь полно и последовательно пересказывать прослушанный рассказ, составлять рассказ по картине, устанавливать последовательность событий.

  15. Запоминать и называть 8-10 слов или предметов.

  16. Определять количество и последовательность звуков в коротких словах.

  17. Владеть ножницами: резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы; вырезать по контуру предметы.

  18. Владеть карандашом: без линейки проводить горизонтальные и вертикальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.

  19. Знать дорожные знаки (переход, остановка, светофор и др.), наиболее безопасный путь в школу, на игровую площадку, в магазин.

Признаки неготовности детей к школе:

  1. Низкий уровень социальной и психолого-педагогической

готовности:

- нежелание идти в школу, отсутствие мотивации;

- недостаточная организованность и ответственность ребенка;

- низкая познавательная активность;

- ограниченный кругозор;

- низкий уровень развития речи.

2. Несформированность психофизиологических и психологических

предпосылок учебной деятельности:

- интеллектуальных умений: обобщать, анализировать и т.д.;

- пространственной ориентации;

- недоразвитие произвольного внимания;

- недостаточное развитие мелкой моторики рук;

- низкий уровень развития фонематического слуха.