Шестилетки на пороге школы.
Начало школьного обучения - закономерный этап на жизненном пути человека. Это чрезвычайно важный и ответственный момент не только для будущего первоклассника, но и для его родителей, так как без их помощи подготовка к школе не будет качественной.
Практический опыт показывает, что, к сожалению, не все дети успешно подготовлены к школьному обучению. А ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость в последующие годы и в целом его отношение к школе. Если же он не имеет необходимой подготовки, процесс адаптации его к учебной деятельности осложняется.
В большей степени к школьным трудностям не подготовлена семья. Многие родители испытывают затруднения в решении вопросов предшкольной подготовки. В частности, какие виды совместной деятельности с ребенком определить как основные? Что надо делать сегодня, чтобы обеспечить успешность адаптации к учебной деятельности? Что должен знать и уметь ребенок, поступающий в школу? И прочее.
На наш взгляд, усилия педагогов ДОУ должны быть направлены на подготовку не только ребенка, но и его родителей. Целенаправленное взаимодействие близких взрослых с дошкольником и ДОУ задает те внешние социальные структуры, которые способствуют успешному формированию разных сторон его личности.
В общении с ребенком близкие люди должны научиться создавать атмосферу доверия, доброжелательного отношения к школе, оптимальные условия для его развития.
Ребенок предшкольного возраста имеет особенности развития:
- интенсивно развиваются мышцы туловища и позвоночник, что значительно влияет на его общее физическое развитие;
- не совсем сформирована психика, что характеризуется высокой утомляемостью;
- поведение отличается непосредственностью, эмоциональностью. Взрослому не следует принимать такое поведение за непослушание;
- повышаются возможности саморегуляции поведения;
- нравственные мотивы становятся определяющими для поведения и действий ребенка;
- важным качеством является подражание, однако надо помнить, что ребенок перенимает не только положительное, но и отрицательное.
Рассмотрим показатели готовности ребенка к школе. Что надо делать взрослым для достижения ребенком физической готовности:
- заботиться о повышении защитных сил организма и для этого приобщать ребенка к утренней гимнастике, воспитывать желание заниматься физическими упражнениями, подвижными и спортивными играми;
- обращать внимание на осанку ребенка при различных положениях;
- своевременно обеспечивать прохождение медицинского обследования;
- создавать материальную базу для физического развития.
В структуре психологической готовности принято выделять два компонента:
- личностную готовность (готовность ребенка принять новую социальную позицию - позицию школьника, имеющего определенный круг прав и обязанностей);
- интеллектуальную готовность (наличие определенного кругозора; запаса конкретных предметных знаний; определенного уровня развития внимания, восприятия, памяти, речи, мышления, воображения).
Для этого в течение всего учебного года родителям следует не пропускать занятия в детском саду без уважительной причины, обращать внимание на то, как ребенок усваивает программный материал, выполнять рекомендации педагогов и специалистов ДОУ.
Ребенок старшего дошкольного возраста должен проявлять способность трудиться, уметь управлять своим поведением, умственной деятельностью. Формирование эмоционально-волевой зрелости - важный аспект подготовки ребенка к школе. Возможные пути решения проблемы:
- приучайте ребенка соблюдать режима дня;
- старайтесь ставить перед ребенком понятные и достижимые цели;
- развивайте умение слушать и слышать;
- при выполнении последовательных поручений используйте схему - рисунок;
- приучайте преодолевать трудности, считаться с интересами других членов семьи;
- при выполнении хозяйственно-бытовых поручений учите доводить начатое до конца;
- воспитывайте терпение, усидчивость;
- научите правильно реагировать на неудачи;
- помогайте ребенку обрести чувство уверенности в себе.
Таким образом, мы понимаем, что школьные трудности неизбежны. То, как их пройдет ребенок, во многом зависит от взрослых, от их помощи и поддержки. Подготовка к школе и школьные успехи взаимосвязаны. Чем больше наши старания на этапе предшкольной подготовки, тем легче ребенок адаптируется к новым для него условиям.
Что необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в школу?
-
Свое имя, отчество и фамилию.
-
Свой возраст, дату рождения.
-
Свой домашний адрес, путь из дома в детский сад.
-
Название станицы, ее главные достопримечательности.
-
Название страны, края, в котором живет.
-
Фамилии, имена, отчества родителей, их профессии.
-
Имена братьев, сестер, их возраст.
-
Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о них).
-
Уметь выделять существенные признаки предметов, классифицировать их по следующим категориям: животные (дикие, домашние, их детеныши; дикие животные наших лесов, жарких стран, севера); птицы (зимующие, перелетные), насекомые, растения (цветы, деревья); овощи, фрукты, ягоды; транспорт (наземный, водный, воздушный); одежда, обувь, головные уборы; посуда, мебель.
-
Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.
-
Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.
-
Составлять целое из 5-6 частей.
-
Ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая - левая сторона, верх - низ листа).
-
Уметь полно и последовательно пересказывать прослушанный рассказ, составлять рассказ по картине, устанавливать последовательность событий.
-
Запоминать и называть 8-10 слов или предметов.
-
Определять количество и последовательность звуков в коротких словах.
-
Владеть ножницами: резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы; вырезать по контуру предметы.
-
Владеть карандашом: без линейки проводить горизонтальные и вертикальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.
-
Знать дорожные знаки (переход, остановка, светофор и др.), наиболее безопасный путь в школу, на игровую площадку, в магазин.
Признаки неготовности детей к школе:
-
Низкий уровень социальной и психолого-педагогической
готовности:
- нежелание идти в школу, отсутствие мотивации;
- недостаточная организованность и ответственность ребенка;
- низкая познавательная активность;
- ограниченный кругозор;
- низкий уровень развития речи.
2. Несформированность психофизиологических и психологических
предпосылок учебной деятельности:
- интеллектуальных умений: обобщать, анализировать и т.д.;
- пространственной ориентации;
- недоразвитие произвольного внимания;
- недостаточное развитие мелкой моторики рук;
- низкий уровень развития фонематического слуха.