« ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ФОРМИРОВАНИЕМ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».
Педагоги дошкольного учреждения в своей профессиональной деятельности нередко встречают пассивных детей, которым с трудом удается включиться в работу. И следствием отсутствия заинтересованности являются невысокие показатели сформированности знаний, умений и навыков.
Низкая познавательная активность становится большой проблемой, ведь она , эта активность, выступает предпосылкой психологического развития ребенка. Взаимосвязь очевидна-чем ярче выражен интерес к познанию, тем позитивнее результат усвоения знаний, выше уровень развития психологических процессов.
Что же такое познавательная активность? Можно ли руководить формированием познавательного интереса?
Проблема активизации познавательной деятельности и формирование познавательной активности выступает не только как сложная педагогическая проблема, но и как важная социальная задача.
Это обусловлено тем, что на современном этапе развития Российского государства становится более очевидной связь между преобразованием различных сфер общества и повышением активности личности как субъекта жизнедеятельности.
В педагогике активность определяется:
- как черта личности которая характеризует отношение ребенка к познавательной деятельности (готовность, стремление, осуществление, выбор наиболее оптимальных путей.)
- как формирование личности в целом, ее основных черт, показывающих отношение субъекта к деятельности (т. е. формирование потребностей, мотивов, волевых усилий, эмоций)
Один из видов такой активности-это познавательная активность. Ее предметом является самое значимое свойство человека: познавать окружающий мир с целью проникновения в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причин о-следственные связи, закономерности, противоречивость.
Характерными чертами этого сложного и значимого для человека явления являются:
- Многосторонность, как как активное познавательное отношение ко многим предметам и явлениям
- Глубина, характеризующаяся активностью не только к фактам, качествам и свойствам, но и к сущности, причинам, взаимным связям явлений.
- Динамичность, заключающаяся в том, что знания, усваиваемые ребенком, представляют собой подвижные системы, которые легко перестраиваются, переключаются, применяются вариативно в разных условиях и служат ребенку в его умственной деятельности.
- Действительность, выражающаяся в активной деятельности ребенка, направленной на ознакомление его с предметом или явлением, в преодолении трудностей, в проявлении волевого усилия для достижения цели.
Дошкольный возраст считается сензитивным периодом развития познавательной активности личности. Но это не означает, что познавательная активность формируется самостоятельно.
Известно что ребенок-существо социальное. Среда для него выступает условием и источником развития. Отношение ребенка с окружающим миром осуществляется через взрослого, как посредника. Под руководством взрослого дошкольник овладевает новыми видами деятельности, навыками, умениями. И здесь собственная активность детей непосредственно связана с активностью идущей от взрослого. Поэтому педагогическая деятельность требует от современного педагога стремящегося сформировать познавательную активность ребенка, наличия следующих личностных параметров:
- Способность к активным и разносторонней профессиональной и социально культурной деятельности.
- Тактичности, чувства эмпатии, терпеливости и терпимости в отношениях с детьми и взрослыми, готовности принимать и поддерживать их, а при необходимости и защищать их.
- Умение обеспечивать внутригрупповое и межгрупповое общение.
- Знания особенностей психического развития детей.
- Способности собственному саморазвитию и самовоспитанию.
Формирование познавательной активности дошкольников требует от педагога проявления творческого подхода к организации учебно-воспитательного процесса:
-Способность замечать и формировать альтернативы, избегать поверхностных формулировок.
-Умение вникнуть в проблему.
-Способность отказываться от ориентации на авторитеты.
-Умение представить старое, с новой стороны.
-Способность к ассоциациям.
-Готовность памяти и способность к обобщению.
-Креативность, т.е.способность превращать совершаемую деятельность в творческий процесс.
Фундаментальная роль дошкольного периода в процессе становления человеческой личности с активной жизненной позицией определяет соответствующие требования к воспитателю. Развивать определенные личностные качества необходимые для реализации целого ряда педагогических функций:
-информационную ;(речевая выразительность).
-побудительную ;(умение возбуждать интерес).
-конструктивно-организационную ;(планирование, подбор материала, методов, приемов для организации деятельности).
-диагностическую:(умения определять физические и психические состояния ребенка).
-координирующую: (становление контакта между педагогами и родителями).
-коммуникативную:(нравственные качества в общении с детьми: тактичность, доброжелательность,приветливость и т.д.)
Познавательная активность имеет отчетливые внешние проявления:
-интерес к предмету.
-эмоциональное отношение к предмету.
-исследование и понимание функционального назначения предмета.
Для эффективного формирования познавательной активности личности ребенка дошкольного возраста необходимо использовать оптимальные методы, позволяющие стимулировать активность.
Среди всех познавательных психических процессов ведущим является – мышление. Оно тесным образом связано и сопутствует другим познавательным процессам, определяя их характер и качество. Значит активизировать познавательную деятельность в процессе обучения – это прежде всего активизировать мышление. Добиться этого позволяют методы, которые вызывают познавательные вопросы детей:
- метод неожиданных решений.
- метод предъявления заданий с неопределенным окончанием.
- метод стимулирующий проявления творческой самостоятельности.
- метод преднамеренных ошибок.
Только в случае учета всех моментов от работы над развитием личности самого педагога до оттачивания профессиональных умений и навыков, перспективы дальнейшего развития воспитанников, несомненно, будут иметь положительную динамику.
Подготовила педагог – психолог:
Н.В. Логачева