Конспек НОД по образовательная деятельность "Физическая культура" в старшей группе. «Путешествие в осенний лес». Воспитатель Мищенко М.Н.

                        

 

Тематическое физкультурное  ЗАНЯТИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ

В старшей ГРУППЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР

 

Подготовила воспитатель МБДОУ

детский сад компенсирующего вида №34

станицы Ленинградской МО Ленинградский район

Мищенко Марина Николаевна

   Тема: Осень. «Путешествие в осенний лес».

Цель:

   Формировать у детей сознательную установку на здоровый образ жизни, используя здоровье сберегающие технологии, нетрадиционные методы, художественное слово. Продолжать повышать функциональные возможности уровня физической и двигательной подготовленности у детей.

Задачи:

 Образовательные:

- совершенствовать у детей умение свободно выполнять упражнения, направленные на профилактику осанки;

- закреплять приемы самомассажа;

 - упражнять в подлезании под дугой, прыжках, сохранении равновесия;

 - учить детей выражать себя в ритмических движениях и радоваться их  красоте.

 Развивающие:

- развивать гибкость движений, пластику при выполнении упражнений с листочками;

- совершенствовать двигательные навыки и физические качества, укреплять дыхательную систему, развивать координацию движений;

- развивать познавательный интерес к своему здоровью.

Воспитательные:

- воспитывать морально-волевые качества: выдержку, уверенность в себе, чувство товарищества, настойчивость в достижении положительных результатов;

- воспитывать бережное отношение к природе.

 

Методы:

- объяснительно - репродуктивный;

- метод творческих заданий;

- наглядный метод;

- вербальный ( словесный).

Приемы:

- создание проблемно-игровой ситуации;

- голосовая и эмоциональная модуляция;

- художественное слово;

- показ практического действия с использованием аудиозаписи.

Способ организации детей:

- поточный способ.

Предварительная работа:

- рассматривание иллюстраций на тему «Осень»;

- беседа о лесе, об осени;

- рисование листьев, картинок про осень;

- чтение стихов, рассказов об осени.

Здоровье сберегающие технологии:

- приемы самомассажа;  

- дыхательная гимнастика;

-корригирующие упражнения для осанки;

-релаксация.

 

Оформление зала:

- осенние листья;

- макеты деревьев;

- пенечки;

- еловые шишки;

- Избушка старичка – Лесовичка.

Оборудование:

- по два листочка на каждого ребенка;

-2 гимнастических скамейки;

- обручи – 8 шт.;

-2 дуги;

 - аудиозапись – П.И. Чайковский « Осенняя песнь», цикл «Времена года» Октябрь;

- аудиозапись на релаксацию: диск «Классическая музыка о природе» Э.Григ «Утро».

Виды детской деятельности:

Двигательная, игровая, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная.

 

                                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ХОД   ЗАНЯТИЯ:

 Воспитатель: - Осень!

                          Лес, точно терем расписной

                          Лиловый, золотой, багряный.

                          Веселой, пестрою стеной

                          Стоит над светлою поляной

-Ребята, вы любите осень? ( ответы детей)

-А вы были в таком красивом лесу, осеннем лесу? ( ответы)

-Хотите отправиться в такой лес? (ответы)

-Мы с вами поедем не просто в лес, а отправимся в путешествие в гости к старику Лесовичку, который с нетерпением ждет нас к себе в гости.

Воспитатель: Но дорога туда не простая, нам предстоит преодолеть много препятствий. А  перед тем, как мы отправимся в путь, нам надо подготовиться.

. Вводная часть:

Воспитатель: Так, давайте,  все садимся,

                        Поудобней примостимся,

                        За массаж вы принимайтесь,

                        Попрошу - все постарайтесь!

( звучит музыка, аудиозапись).

1. Самомассаж:

 а) растирание  ладоней ;

 б) кистей рук;

 в) шеи;

 г) плеч рук;

 д) коленей;

 е) ступней ног.

 Воспитатель: Вот  мы и размялись.

Дружно вместе поднимайтесь,

Смело в путь вы отправляйтесь.

Воспитатель: За Ксеней по залу - шагом марш.

-

Слова к упражнениям

Упражнения

-Темным лесом, светлым лугом

Мы шагаем друг за другом

-Чтоб грибочки нам не мять

Нужно ноги поднимать

-Меж деревьев мы шагали

Вдруг полянку увидали

Сами только бы вы знали-

Как мы быстро зашагали

 

-  Ищем мы листочки,

Чтоб сплести веночки

 - обычная ходьба

 

-Ходьба с высоким подниманием ног

 

-Ходьба «Змейкой»

 

-Ходьба в быстром темпе, переходящая на легкий бег на носках,

обычная ходьба

-Ходьба врассыпную по залу, ходьба полуприсядью.

Вот букет из листьев

Вскоре мы собрали

-  И ковер огромный на лугу соткали

-Ходьба друг за другом

 

-Построение в круг, дети берут в руки по 2 листочка

 

Основная часть:

Воспитатель: Молодцы!

                       Покажите, какие красивые листочки вы собрали.

Воспитатель: А теперь все постарайтесь, Упражнение с листочками выполняйте.

Общеразвивающие упражнения (с листочками)

1. “Листья шуршат”
Дети идут по кругу в колонне по одному обычным шагом и произносят речитатив:
Утром мы во двор идем —

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят
И летят, летят, летят...
(Произнеся последние слова, дети делают глубокий вдох через нос и идут врассыпную по площадке, произнося на удлиненном выдохе звук “ш-ш-ш”, стараясь пройти при этом больше шагов. Как только воздух закончился, ребенок останавливается.
Отмечают тех детей, кто сумел сделать больше шагов на выдохе. Затем дети снова строятся в колонну и все повторяется  сначала. Игровое задание в ходьбе проводится З раза).
2. “Ветер и листья”
Дети - “осенние листья”. По сигналу “Ветер” дети произвольно бегают по площадке в разных направлениях (“ветер кружит листья в воздухе”), по сигналу “Ветер стих”- быстро приседают (“листья упали на землю”). Игра повторяется 4-5 раз.
З. “Солнышко и туча”
И.п. - о.с.
1 - встать на носки, руки в стороны - вверх, пальцы врозь (это “лучики”)
2-З - держать, улыбаясь (“солнышко выглянуло из-за тучи”)
4- и.п.

5- круглый  полуприсед, руки согнуты, предплечья закрывают лицо, кисти ладонями на голову (“туча закрыла солнышко”)
6-7 – держать; 8 – и.п.

Повторить 3-4 раза.

4. “Птицы готовятся к перелету на юг”
И.п. — стоя ноги вместе, руки в стороны
1-16 - на каждые два счета волнообразные взмахи руками
вверх-вниз, имитируя движения крыльев птиц.

5. “Деревья сгибаются на ветру”
И.п. — стоя ноги врозь, руки вверху
1 -наклон вправо; 2 – и.п.;

3-4 - то же влево. Повторить 8-10 раз.

6. “По  полям расстилаются туманы”
И.п. — стоя ноги врозь, руки на пояс
1 - наклон вперед прогнувшись с поворотом вправо, правую руку в сторону (“показать, как расстилаются туманы”); 2 – и.п.;

3-4-то же влево.  Повторить 8-10 раз.

7. “Листопад”
И.п. — стоя ноги вместе, руки вверху.
1 - “уронить” расслабленно кисти ;
2 - “уронить” предплечья ;
3 - “уронить”  плечи ;
4 - - круглый полуприсед, руки внизу, голову опустить, мышцы шеи, рук и плечевого пояса расслаблены;
5-8 - медленно выпрямляясь, руки через стороны вверх.
8. “Птицы собираются в стаи”
Построение в три колонны (“стаи”), выдвинуть вперед нижнюю челюсть — “клюв”. ‘
9. “Слышны прощальные крики гусей, журавлей...”
Дети подражают крикам перелетных птиц: гусиным - “га-га” ‘ журавлиным — “курлы-курлы” “.
10. “Птицы улетают в теплые края...”
Бег в колоннах (“стаях”) в разных направлениях, имитируя руками движения крыльев птиц.
11. “Осенью начинаются занятия в школе. Покажем, как стройно, прямо ходят первоклассники...”. 
Ходьба в колонне по одному.

Воспитатель: Ребята, какой чистый воздух полянке, давайте им подышим.

Дыхательные упражнения:

«Подыши одной ноздрей» ( 4 раза)

Воспитатель: - Молодцы! Ребята, мы с вами уже прошли половину пути.

А теперь нам предстоит преодолеть последние препятствия к домику  старичка - Лесовичка.( расставляю оборудование, дети шагают по залу, выполняют задания)

-Нам с вами надо сначала перейти широкую реку по узкому мостику (ходьба по гимнастической скамейке, руки на поясе); затем пересечь топкое болото, прыгая с кочки на кочку ( прыжки из обруча в обруч); затем пройти сквозь густой лес, подлезая под упавшим деревом (подлезание под дугой на четвереньках).

Основные виды движений:

1. Ходьба по гимнастической скамейке

2.Прыжки  из обруча в обруч на двух ногах, руки на поясе.

3. Подлезание под дугу на четвереньках.

  (Дети идут по кругу друг за другом, а я убираю оборудование)

Воспитатель: Молодцы, ребята, преодолели все препятствия. Посмотрите, как далеко мы зашли в лес, какая здесь чудесная  полянка, давайте с вами поиграем в игру “Лиса и утки.”

Подвижная игра «Лиса и утки».

С помощью считалки назначается водящий — “лиса”

Рыжая плутовка,
Хитрая головка,
Хвост — пушистая краса,
А зовут ее — лиса.

“Лиса”прячется в “норе”, обозначенной кружком на краю площадки. Остальные дети - “утки”. По словам воспитателя “Утки к югу летят, приземлиться не спешат»: - они бегают в разных направлениях по площадке, имитируя взмахами рук движения крыльев птиц. После слов “Уткам нужно приземлиться, чтоб немного подкрепиться”, замедляют бег, а затем приседают и перемещаются по площадке в приседе “ищут пищу”. “.Лиса” внезапно выбегает из укрытия и ловит  “уток”, уводя пойманных к себе в “нору”. После того, как поймано 4-5 детей, выбирается новый водящий.

Подвижная игра «Перелёт птиц».

Дети свободно размещаются по полянке. По сигналу “Птицы на юг улетают” они бегают по площадке, имитируя руками движения крыльев птиц и подражая крикам гусей, журавлей.

По сигналу “Буря” стараются влезть на какое-либо возвышение (если такового нет, укрыться в заранее обусловленном месте полян). По сигналу “Буря кончилась” дети продолжают “перелет”. Игра повторяется 4-5 раз.

Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо играли.

Ребята, посмотрите,  вот мы наконец-то и добрались до  домика старичка Лесовичка. Давайте подойдем поближе и все дружно поздороваемся со старичком - Лесовичком. ( Дети здороваются)

(звучит запись,  и мы слышим голос старичка - Лесовичка).

Заключительная часть:

Воспитатель: А теперь, ребята, я вам предлагаю немного отдохнуть, ведь нам пора возвращаться домой, давайте полежим на полянке с закрытыми глазами, ложитесь спиной на полянку

( звучит музыка)

Дышится легко, ровно, глубоко,

Напряженье улетело

И расслаблено все тело.

Солнце руки согревает,

Солнце ноги согревает,

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать.

Крепко кулаки сожмите

Их повыше поднимите.

Потянулись! Улыбнулись!

1,2,3,4,5 Всем открыть глаза и встать!

В детском саду мы опять.

 

Заключительная ходьба по залу  в колонне по одному.

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие в осенний лес.

-Ребята, вам понравилось наше путешествие?

( Ответы детей)

Воспитатель: А что вам больше всего понравилось? ( 2- 3 ответа детей)

Воспитатель:  Молодцы, дети! Вы сегодня были ловкие, смелые, помогали друг другу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сценарий дня здоровья
Старшая  и подготовительная группа

“ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ”

Утренний прием детей

Проводится на групповом участке. Воспитатель встречает детей вместе с персонажем кукольного театра Лесовичком у входа на участок. Лесовичок спрашивает детей:
Пустые поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает?
Получив ответ: “Осенью “, просит каждого ребенка назвать приметы осени, известные ему. Ребенок должен вспомнить не менее трех признаков сезонных изменений и попытаться объяснить их, прежде чем он попадет в группу. Если ребенок затрудняется, Лесовичок может задавать наводящие вопросы (например, изменились ли, по сравнению с летом, продолжительность дня, температура воздуха, растения, поведение насекомых, птиц и зверей; каким месяцем начинается и заканчивается осень; как называются осенние месяцы и какие названия им соответствуют по народному календарю; от каких слов образованы народные названия того или иного месяца и почему этот месяц назвали так и т.п.).

Утренняя зарядка “Осень наступила...”

 Место проведения — спортивная площадка.
1. “Листья шуршат”
Дети идут по кругу в колонне по одному обычным шагом и произносят речитатив:
Утром мы во двор идем —

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят
И летят, летят, летят...
Произнеся последние слова, дети делают глубокий вдох через нос и идут врассыпную по площадке, произнося на удлиненном выдохе звук “ш-ш-ш”, стараясь пройти при этом больше шагов. Как только воздух закончился, ребенок останавливается.
Отмечают тех детей, кто сумел сделать больше шагов на выдохе. Затем дети снова строятся в колонну и все повторяется с начала. Игровое задание в ходьбе проводится З раза.
2. “Ветер и листья”
Дети - “осенние листья”. По сигналу “Ветер” дети произвольно бегают по площадке в разных направлениях (“ветер кружит листья в воздухе”), по сигналу “Ветер стих”- быстро приседают (“листья упали на землю”). Игра повторяется 4-5 раз.
З. “Солнышко и туча”
И.п. - о.с.
1 - встать на носки, руки в стороны - вверх, пальцы врозь (это “лучики”)
2-З - держать, улыбаясь (“солнышко выглянуло из-за тучи”)
4- и.п.

5- круглый  полуприсед, руки согнуты, предплечья закрывают лицо, кисти ладонями на голову (“туча закрыла солнышко”)
6-7 - держать

8- и.п.

Повторить 3-4 раза.

4. “Птицы готовятся к перелету на юг”
И.п. — стоя ноги вместе, руки в стороны
1-16 - на каждые два счета волнообразные взмахи руками
вверх-вниз, имитируя движения крыльев птиц

5. “Деревья сгибаются на ветру”
И.п. — стоя ноги врозь, руки вверху
1 -наклон вправо

2-и.п.

3-4 - то же влево. Повторить 8-10 раз.

6. “По  полям расстилаются туманы”
И.п. — стоя ноги врозь, руки на пояс
1 - наклон вперед прогнувшись с поворотом вправо, правую руку в сторону (“показать, как расстилаются туманы”)

2- и.п.

3-4-то же влево Повторить 8-10 раз.

7. “Листопад”
И.п. — стоя ноги вместе, руки вверху
1 - “уронить” расслабленно кисти
2 - “уронить” предплечья
3 - “уронить”  плечи
4 - - круглый полуприсед, руки внизу, голову опустить, мышцы шеи, рук и плечевого пояса расслаблены
5-8 - медленно выпрямляясь, руки через стороны вверх
8. “Птицы собираются в стаи”
Построение в три колонны (“стаи”), выдвинуть вперед нижнюю челюсть — “клюв” ‘
9. “Слышны прощальные крики гусей, журавлей...”
Дети подражают крикам перелетных птиц: гусиным - “га-га” ‘ журавлиным — “курлы-курлы” “.
10. “Птицы улетают в теплые края...”
Бег в колоннах (“стаях”) в разных направлениях, имитируя руками движения крыльев птиц.
11. “Осенью начинаются занятия в школе. Покажем, как стройно, прямо ходят первоклассники...”. 
Ходьба в колонне по одному.
Воспитатель говорит детям, что сегодня необычный день — День рождения Осени, и если пойти в лес, можно попасть на праздник Осенины — осенние именины и встретиться с Осенью.

Физкультурный праздник “Осенины”

Участники —дети старших и подготовительных групп.

Место проведения — лесопарковая зона, экологическая тропа здоровья.

Время проведения — зависит от продолжительности маршрута экологической тропы и может составлять от 1 часа 30 минут до 2 часов

Персонажи: Осень, Леший.
Инвентарь (для двух команд):
— флажки-ориентиры для обозначения финиша —2 шт.;
— обручи —4 шт.;.
— картофелины среднего размера — 10 шт.;
— детские ведерки — 2 шт.;

— шишки — 10 шт.;
— плоские мешочки с песком массой 200 г —2 шт.;
— дуги высотой 60см—2шт;

— корзинки для сбора природных материалов —2 шт.
Дети идут в лес. На опушке леса они встречают Лешего.

Леший:

Здравствуйте, ребята!

Вы куда спешите?

Не на именины ли
Вы попасть хотите?
Но не каждый может
Нынче в лес войти.
Стража охраняет
К Осени пути.
На праздник опоздать,
Поспешите, дети,
Загадки отгадать.
1 загадка:
Летом вырастают,
А осенью опадают..
                         (Листья)
2 загадка:

Весной зеленела,
Летом загорала

Осенью одела
Красные кораллы.

                         (Рябина)

З загадка:

Весной одевается,

Летом раздевается

                         (Лес)

4 загадка:

Падают с ветки
Золотые монетки.

                         (Осенние листья)
5 загадка: 

Кто всю ночь
По крыше бьет
Да постукивает?
И бормочет, и поет,

Убаюкивает.
                         (Дождь)
Леший:

Ох, и умные ребятки!
Разгадали все загадки.
Что ж, придется вас впустить,

Да на праздник проводить.
Дети вместе с Лешим идут по экологической тропе здоровья, отмечая природные изменения, произошедшие в течение последней недели, обращая внимание на красоту осеннего леса. По пути они собирают разнообразные природные материалы (опавшие листья, сухие ветви, коряги интересной формы, шишки, желуди, красивые камешки и т.п.).
Затем выходят на поляну и встречаются с Осенью. 
Осень:
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц  к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен
И- елочек. Я— Осень!
Сегодня Осенины,
Мой праздник, именины.
Я очень рада с вами
Сейчас его начать.
И предлагаю с вами
В игру “Ау!” сыграть

Подвижная игра  “Ау!”
Дети вместе с Лешим образуют круг (если в празднике участвует много детей целесообразно организовать несколько кругов). Назначается водящий, который встает в центр круга и закрывает глаза. Дети идут по кругу и произносит слова:
Лена! (называется имя водящего),

Ты сейчас в лесу.
Мы зовем тебя — ау!

Слово “Ау!” произносит один ребенок, тот, на которого указал Леший.

 Затем дети вновь идут по кругу и говорят:
Ты глаза не открывай,
Кто позвал тебя, узнай!
Если водящий не сумел угадать, ребенок еще раз повторяет “Ау!”. Затем выбирается новый водящий. Игра повторяется 4.-5 раз.

Осень:

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной...
Листва янтарный отблеск льет;
Играя, в небе промелькнет
Скворцов рассыпанная стая —

И снова все кругом замрет...
                        (И.А.Бунин)
Леший:

А птицы к югу улетают...

Подвижная игра “Перелет птиц”

Дети свободно размещаются по полянке. По сигналу “Птицы на юг улетают” они бегают по площадке, имитируя руками движения крыльев птиц и подражая крикам гусей, журавлей.

По сигналу “Буря” стараются влезть на какое-либо возвышение (если такового нет, укрыться в заранее обусловленном месте полян). По сигналу “Буря кончилась” дети продолжают “перелет”. Игра повторяется 4-5 раз. Леший:

Поиграем в эстафеты —

“Осенние приметы “.

Эстафеты “Осенние приметы”
На расстоянии 20 м обозначаются линии старта и финиша. Дети выстраиваются в колонны у линии финиша. Эстафетные команды должны быть равными по количеству и составу игроков.
                1 эстафета  “Сбор картофеля”
На расстоянии 5 М ОТ линии финиша напротив каждой команды лежит обруч, в нем - 5 небольших картофелин (либо шишек или других мелких предметов), на линии финиша -- другой обруч. По сигналу первые в колоннах с ведерком в руках бегут к обручу с картофелем, собирают картофель в ведерко, бегут ко второму обручу, высыпают картофель и бегом возвращаются к командам, где передают эстафету следующим.
                 2 эстафета  “Гуси готовятся к перелету”
По сигналу первые в колоннах идут к финишу в приседе (“гусиным шагом”), обратно бегут, имитируя руками движения крыльев птиц, затем передают эстафету следующим, касаясь их плеча.
                3 эстафета “Белки готовят запасы на зиму”
На линии финиша лежит обруч, в котором находятся (шишки или другие мелкие предметы) по количеству детей в командах. По сигналу первые в колоннах прыжками на двух ногах перемещаются к финишу и, взяв один “орех”,

обычным бегом возвращаются к своим командам, где кладут шишку в корзину (ведерко) и передают эстафету следующим.
                4 эстафета “Ежи собирают грибы”
Первые в колоннах кладут на голову плоский мешочек с песком (это “гриб, который ежик подцепил своими иголками”). По сигналу они идут к финишу ускоренным шагом, стараясь не уронить мешочек (нельзя придерживать мешочек рукой!), обратно возвращаются обычным бегом, взяв мешочек в руки, и передают его следующим в командах.
                 5 эстафета

         “Бурундук подготавливает к зиме свою нору”
По сигналу первые в колоннах бегут к финишу, пролезают под лугами и, возвращаясь назад обычным бегом, передают эстафету следующим, касаясь их плеча.

Осень:

Сегодня на пустой поляне,
Среди широкого двора,
Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть из серебра.
Сегодня целый день играет
В лесу последний мотылек 
И, точно белый лепесток,
На паутине замарает.

                         (И.А.Бунин)


Подвижная игра “Паучок и  мотылек”

Дети делятся на пары и договариваются, кто из них “паучок”, а кто — “мотылек”. “Паучки” отходят от “мотыльков” и прячутся среди деревьев. “Мотыльки” свободно перемещаются по площадке, бегают, имитируя руками движения крыльев, кружатся и т.п. По сигналу “паучки” выбегают на площадку, каждый старается догнать свою пару. Затем дети меняются ролями. Игра повторяется 2 раза.

Осень:

Вижу я, ребята,
Вам нравится играть.
А любите, скажите-ка,
Вы стихи’ читать?
Леший:

Кто стихи прочтет
Об Осени сейчас?
Будем очень рады
Мы послушать вас.

Дети по очереди читают стихи об осени. Осень награждает юных чтецов своей эмблемой (желтым, оранжевым или красным кленовый листом, вырезанным из плотной бумаги).

Леший:

Но дни идут. И вот уж дымы
Встают столбами на заре,
Леса багряны, недвижимы,
Земля в морозном серебре,
Ив горностаевом шугае,
Умывши бледное лицо,
Выходит Осень на крыльцо
Двор пуст и холоден. В ворота
Среди двух высоких  осин,
Видна ей синева долин
И ширь пустынного болота,

Дорога на далекий юг:
Туда от зимних бурь и вьюг,

От зимней стужи и метели

Давно уж птицы улетели;
Туда и Осень поутру
Свой одинокий путь направит

И навсегда в пустом бору
Раскрытый терем свой оставит.
                        (И.А.Бунин)
В соответствии с текстом стихотворения Осень медленно уходит в глубину леса, а дети в сопровождении Лешего возвращаются в детский сад, собирая по пути разнообразные природные материалы (листья, ветви, шишки, мох, камешки и т.п.).
После возвращения в детский сад дети делятся впечатлениями и под руководством воспитателя до обеда выполняют разнообразные поделки из природных материалов (мастерят игрушки из шишек и желудей, готовят аппликации из осенних листьев, составляют осенние букеты и т.п.) для выставки, которая устраивается воспитателем во время сончаса.
Во второй половине дня на вечерней прогулке обеспечиваются условия для самостоятельной двигательной деятельности детей и организуются подвижные игры.
Подвижная игра “Беги к своему листу!”
Дети распределяются на три подгруппы, каждый ребенок берет осенний лист, вырезанный из бумаги: у одной подгруппы — лист березы, у второй — лист клена, а у третьей — лист дуба. Каждая подгруппа строится в колонну по периметру площадки. Стоящий в центре воспитатель поднимает лист и называет его, дети с такими же листьями подбегают к нему, кружатся и бегут обратно. Затем подбегает вторая подгруппа, потом — третья и т.п.

Подвижная игра “Гусиный мост”

Из числа играющих с помощью считалки выбирают “волка”
Листопад, листопад,
Листья желтые летят,
Раз, два, три - 
Волком будешь ты!

Затем выбирают “лису”:

Желтый клен, желтый бук,
Желтый в небе солнца круг.
Вся земля желта кругом.
Вдруг мелькает за кустом
В золотистой шубке зверь-

Будешь ты лисой теперь.

“Лиса” и “волк” надевают на головы маскарадные шапочки, изображающие звериные мордочки и встают в пару взявшись за руки.
Затем выбирают “гусака “:
Гнезда черные пусты,
Меньше сделались кусты.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будет у гусей вожак.
“Гусак” ведет разговор с “волком” или “лисой” Остальные дети “гуси “, встают в колонну за “гусаком” “.
—- Куда летите, гуси?
— Через моря в теплые края.
— Не перелетите.
— Положим соломинку и перейдем.
— Она сломается.
— Положим доски.
— Их вода смоет.
— Мой отец — мастер. Он сделает железный мост и мы пройдем.

После этих слов “лиса” и “волк” поднимают руки, а “гусак” и “гуси” проходят через эти ворота. “Волк” и “лиса”, опустив руки вниз, стараются поймать последнего в колонне, который затем встает за спиной “лисы” или “волка”.Дети проходят через ворота до тех пор, пока не образуются две группы — команда “волка” и команда “лиса”,  Обе группы встают напротив друг друга перед обозначенной чертой и держатся за пояс впереди стоящего, а “волк” и “лиса” сцепляются руками. Каждая команда тянет в свою сторону. Выигрывает та команда, первый игрок которой не перешел за отмеченную линию и цепь которой не оборвалась.

Подвижная игра “Журавли-журавли”

С помощью считалки выбирается вожак журавлиной стаи:

Раз, два, три, четыре,
Встаньте в круг пошире.
Пять, шесть, семь, восемь,
Разгулялась осень.

Птицы к югу полетели.

И тебе водить велели.

Дети строятся за вожаком в колонну по одному и берутся за руки. Вожак говорит: “Журавли-журавли, выгнетесь дугой”.Дети в процессе размеренной ходьбы и выстраиваются в виде дуги. Вожак, увеличивая темп, говорит:
“Журавли-журавли, сделайтесь веревочкой” Дети не отпуская рук, вновь перестраиваются в колонну по одному за вожаком, который продолжает увеличивать темп. По команде вожака “Журавли-журавли, извивайтесь, как змея”, колонна ребят начинает передвигаться “змейкой” Дальше вожак командует: “Змея сворачивается в кольцо”, “Змея выпрямляется” и т.д.
Упражнения выполняются в возрастающем темпе, с переходом на бег, до тех пор, пока строй не нарушится; когда игроки запутаются, игру начинают сначала.

Подвижная игра “Гуси летят”

Водящим назначается ребенок, который знает как можно больше названий птиц и других животных. Он говорит:
“Гуси летят’, “Утка летят”, “Грачи летят” и т.п., при этом дети говорят “Летят,” и взмахом рук имитируют движения крыльев птиц. Когда водящий говорит: “Медведь летит”, играющие могут допустить ошибку и взмахнуть руками. Тот, кто ошибся, выходит из игры. В конце отмечают самых внимательных игроков, оставшихся в кругу.
Вариант: у того, кто ошибся, можно брать фант, который он должен выручить в конце игры (спеть песенку, станцевать, прочесть стихотворение и т.п.).

Подвижная игра “Лиса и утки”

С помощью считалки назначается водящий — “лиса”

Рыжая плутовка,
Хитрая головка,
Хвост — пушистая краса,
А зовут ее — лиса.

“Лиса”прячется в “норе”, обозначенной кружком на краю площадки. Остальные дети - “утки”. По словам воспитателя “Утки к югу летят, приземлиться не спешат” они бегают в разных направлениях по площадке, имитируя взмахами рук движения крыльев птиц. После слов “Уткам нужно приземлиться, чтоб немного подкрепиться”, замедляют бег, а затем приседают и перемещаются по площадке в приседе “ищут пищу” “.Лиса” внезапно выбегает из укрытия и ловит  “уток”, уводя пойманных к себе в “нору”. После того, как поймано 4-5 детей, выбирается новый водящий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                              Тема: «Путешествие в осенний парк.

Цель:

   Формировать у детей сознательную установку на здоровый образ жизни, используя здоровье сберегающие технологии, нетрадиционные методы, художественное слово. Продолжать повышать функциональные возможности уровня физической и двигательной подготовленности у детей.

Задачи:

 Образовательные:

- совершенствовать у детей умение свободно выполнять упражнения, направленные на профилактику осанки.

- закреплять приемы самомассажа;

 - упражнять в подлезании под дугой, прыжках, сохранении равновесия;

 - учить детей выражать себя в ритмических движениях и радоваться их  красоте.

 Развивающие:

- развивать гибкость движений, пластику при выполнении упражнений с листочками;

- совершенствовать двигательные навыки и физические качества, укреплять дыхательную систему, развивать координацию движений;

- развивать познавательный интерес к своему здоровью.

Воспитательные:

- воспитывать морально-волевые качества: выдержку, уверенность в себе, чувство товарищества, настойчивость в достижении положительных результатов;

- воспитывать бережное отношение к природе.

 Методы:

- объяснительно - репродуктивный;

- метод творческих заданий;

- наглядный метод;

- вербальный ( словесный).

Приемы:

- создание проблемно-игровой ситуации;

- голосовая и эмоциональная модуляция;

- художественное слово;

- показ практического действия с использованием аудиозаписи.

Способ организации детей:

- поточный способ.

Предварительная работа:

- рассматривание иллюстраций на тему «Осень»;

- беседа о лесе, об осени;

- рисование листьев, картинок про осень;

- чтение стихов, рассказов об осени.

Здоровье сберегающие технологии:

- приемы само массажа;

- дыхательная гимнастика;

-корригирующие упражнения для осанки;

-релаксация.

Оформление зала:

- осенние листья;

- макеты деревьев;

- пенечки;

- еловые шишки.

Оборудование:

- по два листочка на каждого ребенка;

-2 гимнастических скамейки;

- обручи – 8 шт.;

-2 дуги;

 - аудиозапись – П.И. Чайковский « Осенняя песнь», цикл «Времена года» Октябрь;

- аудиозапись на релаксацию: диск «Классическая музыка о природе» Э.Григ «Утро».

Виды детской деятельности:

Двигательная, игровая, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная.

 

                                                          ХОД   ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель: - Осень!

                          Лес, точно терем расписной

                          Лиловый, золотой, багряный.

                          Веселой, пестрою стеной

                          Стоит над светлою поляной

-Ребята, вы любите осень? ( ответы детей)

-А вы были в таком красивом лесу, осеннем лесу? ( ответы)

-Хотите отправиться в такой лес? (ответы)

-Мы с вами поедем не просто в лес, а отправимся в путешествие в гости к старику Лесовичку, который с нетерпением ждет нас к себе в гости.

Проблемно-игровая ситуация

Воспитатель: Но дорога туда не простая, нам предстоит преодолеть много препятствий. А  перед тем, как мы отправимся в путь, нам надо подготовиться.

1ч. Вводная

Воспитатель: Так, давайте все садимся,

                        Поудобней примостимся,

                        За массаж вы принимайтесь,

                        Попрошу все постарайтесь.

( звучит музыка, аудиозапись)...

1. Самомассаж:

 а) растирание  ладоней ;

 б) кистей рук

 в) шеи

 г) плеч рук

 д) коленей

 е) ступней ног

 Воспитатель: Вот  мы и размялись.

Дружно вместе поднимайтесь

Смело в путь вы отправляйтесь.

Воспитатель: За Ксеней по залу- шагом марш.

-

Слова к упражнениям

Упражнения

-Темным лесом, светлым лугом

Мы шагаем друг за другом

-Чтоб грибочки нам не мять

Нужно ноги поднимать

-Меж деревьев мы шагали

Вдруг полянку увидали

Сами только бы вы знали-

Как мы быстро зашагали

 

-  Ищем мы листочки,

Чтоб сплести веночки

 - обычная ходьба

 

-Ходьба с высоким подниманием ног

 

-Ходьба «Змейкой»

 

-Ходьба в быстром темпе, переходящая на легкий бег на носках,

обычная ходьба

-Ходьба врассыпную по залу, ходьба полуприсядью.

Вот букет из листьев

Вскоре мы собрали

-  И ковер огромный на лугу соткали

-Ходьба друг за другом

 

-Построение в круг, дети берут в руки по 2 листочка

 

II ч Основная

Воспитатель: Молодцы!

                       _ А теперь, покажите, какие красивые листочки вы собрали

Воспитатель: А теперь все постарайтесь, Упражнение с листочками выполняйте.

Общеразвивающие упражнения (с листочками)

1. И.п. О.с.1- Листочки в руках внизу , 2 -с листочками вперед , 3 – в стороны, 4 – И.П.

2. И.п. Стойка – ноги на ширине плеч, листочки в руках у груди;

1- поворот вправо, правую руку в сторону, 2- и. п.;  3- поворот влево, 4- в и.п.

3.И.п. О.с. Листочки в руках внизу. 1- правую ногу отставить назад на носок, 2- руки с листочками вверх, 3-4- в и.п. Тоже левой ногой.

4. И.п. Стойка, ноги на ширине плеч, листочки в руках внизу 1 – руки в стороны, 2- наклон к правой( левой) ноге, 3 – руки в стороны, 4 – и.п. ( 6-8 р)

5.И.п. О.с. Листочки в руках внизу, 1-2 – присесть, руки с листочками вынести вперед, 3-4 и.п. ( 6-8 р)

6.И.п. О.с. Листочки в руках на поясе. На счет 1 – 8 прыжки  на двух ногах, на счет 1- 8 ходьба на месте.

 

Заключительная ходьба друг за другом ( собираю листочки)

Воспитатель: Ребята, какой чистый воздух полянке, давайте им подышим.

 

Дыхательные упражнения

«Подыши одной ноздрей» ( 4 раза)

Воспитатель: - Молодцы! Ребята, мы с вами уже прошли половину пути.

А теперь нам предстоит преодолеть последние препятствия к домику  старичка Лесовичка.( расставляю оборудование, дети шагают по залу, выполняют задания)

-Нам с вами надо сначала перейти широкую реку по узкому мостику ( ходьба по гимнастической скамейке, руки на поясе); затем пересечь топкое болото, прыгая с кочки на кочку ( прыжки из обруча в обруч); затем пройти сквозь густой лес, подлезая под упавшим деревом ( подлезание под дугой на четвереньках)

                                   ОВД

1. Ходьба по гимнастической скамейке

2.Прыжки  из обруча в обруч на двух ногах, руки на поясе.

3. Подлезание под дугу на четвереньках (3р)

  (Дети идут по кругу друг за другом, а я убираю оборудование)

Воспитатель: Молодцы, ребята, преодолели все препятствия, посмотрите, как далеко мы зашли в лес, какая здесь чудесная  полянка, давайте с вами поиграем в игру «Хитрая лиса» ( 3р )

Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо играли.

Ребята, посмотрите,  вот мы наконец-то и добрались до  домика старичка Лесовичка. Давайте подойдем поближе и все дружно поздороваемся со старичком - Лесовичком. ( Дети здороваются)

(звучит запись,  и мы слышим голос старичка-Лесовичка).

III ч. Заключительная

Воспитатель: А теперь, ребята, я вам предлагаю немного отдохнуть, ведь нам пора возвращаться домой, давайте полежим на полянке с закрытыми глазами, ложитесь спиной на полянку

( звучит музыка..)

Дышится легко, ровно, глубоко,

Напряженье улетело

И расслаблено все тело.

Солнце руки согревает,

Солнце ноги согревает,

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать.

Крепко кулаки сожмите

Их повыше поднимите.

Потянулись! Улыбнулись!

1,2,3,4,5 Всем открыть глаза и встать!

В детском саду мы опять.

 

Заключительная ходьба по залу  в колонне по одному.

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие в осенний лес.

-Ребята, вам понравилось наше путешествие?

( Ответы детей)

Воспитатель: А что вам больше всего понравилось? ( 2- 3 ответа детей)

Воспитатель:  итог.

 

 

Сценарий дня здоровья
Старшая  и подготовительная группа

“ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ”

Утренний прием детей

Проводится на групповом участке. Воспитатель встречает детей вместе с персонажем кукольного театра Лесовичком у входа на участок. Лесовичок спрашивает детей:
Пустые поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает?
Получив ответ: “Осенью “, просит каждого ребенка назвать приметы осени, известные ему. Ребенок должен вспомнить не менее трех признаков сезонных изменений и попытаться объяснить их, прежде чем он попадет в группу. Если ребенок затрудняется, Лесовичок может задавать наводящие вопросы (например, изменились ли, по сравнению с летом, продолжительность дня, температура воздуха, растения, поведение насекомых, птиц и зверей; каким месяцем начинается и заканчивается осень; как называются осенние месяцы и какие названия им соответствуют по народному календарю; от каких слов образованы народные названия того или иного месяца и почему этот месяц назвали так и т.п.).

Утренняя зарядка “Осень наступила...”

 Место проведения — спортивная площадка.
1. “Листья шуршат”
Дети идут по кругу в колонне по одному обычным шагом и произносят речитатив:
Утром мы во двор идем —

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят
И летят, летят, летят...
Произнеся последние слова, дети делают глубокий вдох через нос и идут врассыпную по площадке, произнося на удлиненном выдохе звук “ш-ш-ш”, стараясь пройти при этом больше шагов. Как только воздух закончился, ребенок останавливается.
Отмечают тех детей, кто сумел сделать больше шагов на выдохе. Затем дети снова строятся в колонну и все повторяется с начала. Игровое задание в ходьбе проводится З раза.
2. “Ветер и листья”
Дети - “осенние листья”. По сигналу “Ветер” дети произвольно бегают по площадке в разных направлениях (“ветер кружит листья в воздухе”), по сигналу “Ветер стих”- быстро приседают (“листья упали на землю”). Игра повторяется 4-5 раз.
З. “Солнышко и туча”
И.п. - о.с.
1 - встать на носки, руки в стороны - вверх, пальцы врозь (это “лучики”)
2-З - держать, улыбаясь (“солнышко выглянуло из-за тучи”)
4- и.п.

5- круглый  полуприсед, руки согнуты, предплечья закрывают лицо, кисти ладонями на голову (“туча закрыла солнышко”)
6-7 - держать

8- и.п.

Повторить 3-4 раза.

4. “Птицы готовятся к перелету на юг”
И.п. — стоя ноги вместе, руки в стороны
1-16 - на каждые два счета волнообразные взмахи руками
вверх-вниз, имитируя движения крыльев птиц

5. “Деревья сгибаются на ветру”
И.п. — стоя ноги врозь, руки вверху
1 -наклон вправо

2-и.п.

3-4 - то же влево. Повторить 8-10 раз.

6. “По  полям расстилаются туманы”
И.п. — стоя ноги врозь, руки на пояс
1 - наклон вперед прогнувшись с поворотом вправо, правую руку в сторону (“показать, как расстилаются туманы”)

2- и.п.

3-4-то же влево Повторить 8-10 раз.

7. “Листопад”
И.п. — стоя ноги вместе, руки вверху
1 - “уронить” расслабленно кисти
2 - “уронить” предплечья
3 - “уронить”  плечи
4 - - круглый полуприсед, руки внизу, голову опустить, мышцы шеи, рук и плечевого пояса расслаблены
5-8 - медленно выпрямляясь, руки через стороны вверх
8. “Птицы собираются в стаи”
Построение в три колонны (“стаи”), выдвинуть вперед нижнюю челюсть — “клюв” ‘
9. “Слышны прощальные крики гусей, журавлей...”
Дети подражают крикам перелетных птиц: гусиным - “га-га” ‘ журавлиным — “курлы-курлы” “.
10. “Птицы улетают в теплые края...”
Бег в колоннах (“стаях”) в разных направлениях, имитируя руками движения крыльев птиц.
11. “Осенью начинаются занятия в школе. Покажем, как стройно, прямо ходят первоклассники...”. 
Ходьба в колонне по одному.
Воспитатель говорит детям, что сегодня необычный день — День рождения Осени, и если пойти в лес, можно попасть на праздник Осенины — осенние именины и встретиться с Осенью.

Физкультурный праздник “Осенины”

Участники —дети старших и подготовительных групп.

Место проведения — лесопарковая зона, экологическая тропа здоровья.

Время проведения — зависит от продолжительности маршрута экологической тропы и может составлять от 1 часа 30 минут до 2 часов

Персонажи: Осень, Леший.
Инвентарь (для двух команд):
— флажки-ориентиры для обозначения финиша —2 шт.;
— обручи —4 шт.;.
— картофелины среднего размера — 10 шт.;
— детские ведерки — 2 шт.;

— шишки — 10 шт.;
— плоские мешочки с песком массой 200 г —2 шт.;
— дуги высотой 60см—2шт;

— корзинки для сбора природных материалов —2 шт.
Дети идут в лес. На опушке леса они встречают Лешего.

Леший:

Здравствуйте, ребята!

Вы куда спешите?

Не на именины ли
Вы попасть хотите?
Но не каждый может
Нынче в лес войти.
Стража охраняет
К Осени пути.
На праздник опоздать,
Поспешите, дети,
Загадки отгадать.
1 загадка:
Летом вырастают,
А осенью опадают..
                         (Листья)
2 загадка:

Весной зеленела,
Летом загорала

Осенью одела
Красные кораллы.

                         (Рябина)

З загадка:

Весной одевается,

Летом раздевается

                         (Лес)

4 загадка:

Падают с ветки
Золотые монетки.

                         (Осенние листья)
5 загадка: 

Кто всю ночь
По крыше бьет
Да постукивает?
И бормочет, и поет,

Убаюкивает.
                         (Дождь)
Леший:

Ох, и умные ребятки!
Разгадали все загадки.
Что ж, придется вас впустить,

Да на праздник проводить.
Дети вместе с Лешим идут по экологической тропе здоровья, отмечая природные изменения, произошедшие в течение последней недели, обращая внимание на красоту осеннего леса. По пути они собирают разнообразные природные материалы (опавшие листья, сухие ветви, коряги интересной формы, шишки, желуди, красивые камешки и т.п.).
Затем выходят на поляну и встречаются с Осенью. 
Осень:
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц  к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен
И- елочек. Я— Осень!
Сегодня Осенины,
Мой праздник, именины.
Я очень рада с вами
Сейчас его начать.
И предлагаю с вами
В игру “Ау!” сыграть

Подвижная игра  “Ау!”
Дети вместе с Лешим образуют круг (если в празднике участвует много детей целесообразно организовать несколько кругов). Назначается водящий, который встает в центр круга и закрывает глаза. Дети идут по кругу и произносит слова:
Лена! (называется имя водящего),

Ты сейчас в лесу.
Мы зовем тебя — ау!

Слово “Ау!” произносит один ребенок, тот, на которого указал Леший.

 Затем дети вновь идут по кругу и говорят:
Ты глаза не открывай,
Кто позвал тебя, узнай!
Если водящий не сумел угадать, ребенок еще раз повторяет “Ау!”. Затем выбирается новый водящий. Игра повторяется 4.-5 раз.

Осень:

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной...
Листва янтарный отблеск льет;
Играя, в небе промелькнет
Скворцов рассыпанная стая —

И снова все кругом замрет...
                        (И.А.Бунин)
Леший:

А птицы к югу улетают...

Подвижная игра “Перелет птиц”

Дети свободно размещаются по полянке. По сигналу “Птицы на юг улетают” они бегают по площадке, имитируя руками движения крыльев птиц и подражая крикам гусей, журавлей.

По сигналу “Буря” стараются влезть на какое-либо возвышение (если такового нет, укрыться в заранее обусловленном месте полян). По сигналу “Буря кончилась” дети продолжают “перелет”. Игра повторяется 4-5 раз. Леший:

Поиграем в эстафеты —

“Осенние приметы “.

Эстафеты “Осенние приметы”
На расстоянии 20 м обозначаются линии старта и финиша. Дети выстраиваются в колонны у линии финиша. Эстафетные команды должны быть равными по количеству и составу игроков.
                1 эстафета  “Сбор картофеля”
На расстоянии 5 М ОТ линии финиша напротив каждой команды лежит обруч, в нем - 5 небольших картофелин (либо шишек или других мелких предметов), на линии финиша -- другой обруч. По сигналу первые в колоннах с ведерком в руках бегут к обручу с картофелем, собирают картофель в ведерко, бегут ко второму обручу, высыпают картофель и бегом возвращаются к командам, где передают эстафету следующим.
                 2 эстафета  “Гуси готовятся к перелету”
По сигналу первые в колоннах идут к финишу в приседе (“гусиным шагом”), обратно бегут, имитируя руками движения крыльев птиц, затем передают эстафету следующим, касаясь их плеча.
                3 эстафета “Белки готовят запасы на зиму”
На линии финиша лежит обруч, в котором находятся (шишки или другие мелкие предметы) по количеству детей в командах. По сигналу первые в колоннах прыжками на двух ногах перемещаются к финишу и, взяв один “орех”,

обычным бегом возвращаются к своим командам, где кладут шишку в корзину (ведерко) и передают эстафету следующим.
                4 эстафета “Ежи собирают грибы”
Первые в колоннах кладут на голову плоский мешочек с песком (это “гриб, который ежик подцепил своими иголками”). По сигналу они идут к финишу ускоренным шагом, стараясь не уронить мешочек (нельзя придерживать мешочек рукой!), обратно возвращаются обычным бегом, взяв мешочек в руки, и передают его следующим в командах.
                 5 эстафета

         “Бурундук подготавливает к зиме свою нору”
По сигналу первые в колоннах бегут к финишу, пролезают под лугами и, возвращаясь назад обычным бегом, передают эстафету следующим, касаясь их плеча.

Осень:

Сегодня на пустой поляне,
Среди широкого двора,
Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть из серебра.
Сегодня целый день играет
В лесу последний мотылек 
И, точно белый лепесток,
На паутине замарает.

                         (И.А.Бунин)


Подвижная игра “Паучок и  мотылек”

Дети делятся на пары и договариваются, кто из них “паучок”, а кто — “мотылек”. “Паучки” отходят от “мотыльков” и прячутся среди деревьев. “Мотыльки” свободно перемещаются по площадке, бегают, имитируя руками движения крыльев, кружатся и т.п. По сигналу “паучки” выбегают на площадку, каждый старается догнать свою пару. Затем дети меняются ролями. Игра повторяется 2 раза.

Осень:

Вижу я, ребята,
Вам нравится играть.
А любите, скажите-ка,
Вы стихи’ читать?
Леший:

Кто стихи прочтет
Об Осени сейчас?
Будем очень рады
Мы послушать вас.

Дети по очереди читают стихи об осени. Осень награждает юных чтецов своей эмблемой (желтым, оранжевым или красным кленовый листом, вырезанным из плотной бумаги).

Леший:

Но дни идут. И вот уж дымы
Встают столбами на заре,
Леса багряны, недвижимы,
Земля в морозном серебре,
Ив горностаевом шугае,
Умывши бледное лицо,
Выходит Осень на крыльцо
Двор пуст и холоден. В ворота
Среди двух высоких  осин,
Видна ей синева долин
И ширь пустынного болота,

Дорога на далекий юг:
Туда от зимних бурь и вьюг,

От зимней стужи и метели

Давно уж птицы улетели;
Туда и Осень поутру
Свой одинокий путь направит

И навсегда в пустом бору
Раскрытый терем свой оставит.
                        (И.А.Бунин)
В соответствии с текстом стихотворения Осень медленно уходит в глубину леса, а дети в сопровождении Лешего возвращаются в детский сад, собирая по пути разнообразные природные материалы (листья, ветви, шишки, мох, камешки и т.п.).
После возвращения в детский сад дети делятся впечатлениями и под руководством воспитателя до обеда выполняют разнообразные поделки из природных материалов (мастерят игрушки из шишек и желудей, готовят аппликации из осенних листьев, составляют осенние букеты и т.п.) для выставки, которая устраивается воспитателем во время сончаса.
Во второй половине дня на вечерней прогулке обеспечиваются условия для самостоятельной двигательной деятельности детей и организуются подвижные игры.
Подвижная игра “Беги к своему листу!”
Дети распределяются на три подгруппы, каждый ребенок берет осенний лист, вырезанный из бумаги: у одной подгруппы — лист березы, у второй — лист клена, а у третьей — лист дуба. Каждая подгруппа строится в колонну по периметру площадки. Стоящий в центре воспитатель поднимает лист и называет его, дети с такими же листьями подбегают к нему, кружатся и бегут обратно. Затем подбегает вторая подгруппа, потом — третья и т.п.

Подвижная игра “Гусиный мост”

Из числа играющих с помощью считалки выбирают “волка”
Листопад, листопад,
Листья желтые летят,
Раз, два, три - 
Волком будешь ты!

Затем выбирают “лису”:

Желтый клен, желтый бук,
Желтый в небе солнца круг.
Вся земля желта кругом.
Вдруг мелькает за кустом
В золотистой шубке зверь-

Будешь ты лисой теперь.

“Лиса” и “волк” надевают на головы маскарадные шапочки, изображающие звериные мордочки и встают в пару взявшись за руки.
Затем выбирают “гусака “:
Гнезда черные пусты,
Меньше сделались кусты.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будет у гусей вожак.
“Гусак” ведет разговор с “волком” или “лисой” Остальные дети “гуси “, встают в колонну за “гусаком” “.
—- Куда летите, гуси?
— Через моря в теплые края.
— Не перелетите.
— Положим соломинку и перейдем.
— Она сломается.
— Положим доски.
— Их вода смоет.
— Мой отец — мастер. Он сделает железный мост и мы пройдем.

После этих слов “лиса” и “волк” поднимают руки, а “гусак” и “гуси” проходят через эти ворота. “Волк” и “лиса”, опустив руки вниз, стараются поймать последнего в колонне, который затем встает за спиной “лисы” или “волка”.Дети проходят через ворота до тех пор, пока не образуются две группы — команда “волка” и команда “лиса”,  Обе группы встают напротив друг друга перед обозначенной чертой и держатся за пояс впереди стоящего, а “волк” и “лиса” сцепляются руками. Каждая команда тянет в свою сторону. Выигрывает та команда, первый игрок которой не перешел за отмеченную линию и цепь которой не оборвалась.

Подвижная игра “Журавли-журавли”

С помощью считалки выбирается вожак журавлиной стаи:

Раз, два, три, четыре,
Встаньте в круг пошире.
Пять, шесть, семь, восемь,
Разгулялась осень.

Птицы к югу полетели.

И тебе водить велели.

Дети строятся за вожаком в колонну по одному и берутся за руки. Вожак говорит: “Журавли-журавли, выгнетесь дугой”.Дети в процессе размеренной ходьбы и выстраиваются в виде дуги. Вожак, увеличивая темп, говорит:
“Журавли-журавли, сделайтесь веревочкой” Дети не отпуская рук, вновь перестраиваются в колонну по одному за вожаком, который продолжает увеличивать темп. По команде вожака “Журавли-журавли, извивайтесь, как змея”, колонна ребят начинает передвигаться “змейкой” Дальше вожак командует: “Змея сворачивается в кольцо”, “Змея выпрямляется” и т.д.
Упражнения выполняются в возрастающем темпе, с переходом на бег, до тех пор, пока строй не нарушится; когда игроки запутаются, игру начинают сначала.

Подвижная игра “Гуси летят”

Водящим назначается ребенок, который знает как можно больше названий птиц и других животных. Он говорит:
“Гуси летят’, “Утка летят”, “Грачи летят” и т.п., при этом дети говорят “Летят,” и взмахом рук имитируют движения крыльев птиц. Когда водящий говорит: “Медведь летит”, играющие могут допустить ошибку и взмахнуть руками. Тот, кто ошибся, выходит из игры. В конце отмечают самых внимательных игроков, оставшихся в кругу.
Вариант: у того, кто ошибся, можно брать фант, который он должен выручить в конце игры (спеть песенку, станцевать, прочесть стихотворение и т.п.).

Подвижная игра “Лиса и утки”

С помощью считалки назначается водящий — “лиса”

Рыжая плутовка,
Хитрая головка,
Хвост — пушистая краса,
А зовут ее — ласа.

“Лиса”прячется в “норе”, обозначенной кружком на краю площадки. Остальные дети - “утки”. По словам воспитателя “Утки к югу летят, приземлиться не спешат” они бегают в разных направлениях по площадке, имитируя взмахами рук движения крыльев птиц. После слов “Уткам нужно приземлиться, чтоб немного подкрепиться”, замедляют бег, а затем приседают и перемещаются по площадке в приседе “ищут пищу” “.Лиса” внезапно выбегает из укрытия и ловит  “уток”, уводя пойманных к себе в “нору”. После того, как поймано 4-5 детей, выбирается новый водящий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                              Тема: «Путешествие в осенний лес».

Цель:

   Формировать у детей сознательную установку на здоровый образ жизни, используя здоровье сберегающие технологии, нетрадиционные методы, художественное слово. Продолжать повышать функциональные возможности уровня физической и двигательной подготовленности у детей.

Задачи:

 Образовательные:

- совершенствовать у детей умение свободно выполнять упражнения, направленные на профилактику осанки.

- закреплять приемы самомассажа;

 - упражнять в подлезании под дугой, прыжках, сохранении равновесия;

 - учить детей выражать себя в ритмических движениях и радоваться их  красоте.

 Развивающие:

- развивать гибкость движений, пластику при выполнении упражнений с листочками;

- совершенствовать двигательные навыки и физические качества, укреплять дыхательную систему, развивать координацию движений;

- развивать познавательный интерес к своему здоровью.

Воспитательные:

- воспитывать морально-волевые качества: выдержку, уверенность в себе, чувство товарищества, настойчивость в достижении положительных результатов;

- воспитывать бережное отношение к природе.

 Методы:

- объяснительно - репродуктивный;

- метод творческих заданий;

- наглядный метод;

- вербальный ( словесный).

Приемы:

- создание проблемно-игровой ситуации;

- голосовая и эмоциональная модуляция;

- художественное слово;

- показ практического действия с использованием аудиозаписи.

Способ организации детей:

- поточный способ.

Предварительная работа:

- рассматривание иллюстраций на тему «Осень»;

- беседа о лесе, об осени;

- рисование листьев, картинок про осень;

- чтение стихов, рассказов об осени.

Здоровье сберегающие технологии:

- приемы само массажа;

- дыхательная гимнастика;

-корригирующие упражнения для осанки;

-релаксация.

Оформление зала:

- осенние листья;

- макеты деревьев;

- пенечки;

- еловые шишки.

Оборудование:

- по два листочка на каждого ребенка;

-2 гимнастических скамейки;

- обручи – 8 шт.;

-2 дуги;

 - аудиозапись – П.И. Чайковский « Осенняя песнь», цикл «Времена года» Октябрь;

- аудиозапись на релаксацию: диск «Классическая музыка о природе» Э.Григ «Утро».

Виды детской деятельности:

Двигательная, игровая, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная.

 

                                                     ХОД   ЗАНЯТИЯ: 

Воспитатель: - Осень!

                          Лес, точно терем расписной:

                          Лиловый, золотой, багряный.

                          Веселой, пестрою стеной

                          Стоит над светлою поляной

-Ребята, вы любите осень? ( ответы детей)

-А вы были в таком красивом лесу, осеннем лесу? ( ответы)

-Хотите отправиться в такой лес? (ответы)

-Мы с вами поедем не просто в лес, а отправимся в путешествие в гости к старику Лесовичку, который с нетерпением ждет нас к себе в гости.

Проблемно-игровая ситуация

Воспитатель: Но дорога туда не простая, нам предстоит преодолеть много препятствий. А  перед тем, как мы отправимся в путь, нам надо подготовиться.

1ч. Вводная:

Воспитатель: Так, давайте все садимся,

                            Поудобней примостимся,

                            За массаж вы принимайтесь

                             Попрошу всех: -  «Постарайтесь!»

( звучит музыка, аудиозапись)...

1. Самомассаж:

 а) растирание  ладоней ;

 б) кистей рук;

 в) шеи;

 г) плеч рук;

 д) коленей;

 е) ступней ног.

 Воспитатель:

Вот  мы и размялись.

Дружно вместе поднимайтесь,

Смело в путь вы отправляйтесь.

Воспитатель:

За Ксеней по залу - шагом марш.

Вводная часть:

Слова к упражнениям

Упражнения

-Темным лесом, светлым лугом

Мы шагаем друг за другом

-Чтоб грибочки нам не мять

Нужно ноги поднимать

-Меж деревьев мы шага

Вдруг полянку увидали

Сами только бы вы знали-

Как мы быстро зашагали

 

-  Ищем мы листочки,

Чтоб сплести веночки

 - обычная ходьба

 

-Ходьба с высоким подниманием ног

 

-Ходьба «Змейкой»

 

-Ходьба в быстром темпе, переходящая на легкий бег на носках,

обычная ходьба

-Ходьба врассыпную по залу, ходьба полуприсядью.

Вот букет из листьев

Вскоре мы собрали

-  И ковер огромный на лугу соткали

-Ходьба другг за другом

 

-Построение в круг, дети берут в руки по 2 листочка

Воспитатель: Молодцы!

                       _ А теперь, покажите, какие красивые листочки вы собрали?

Воспитатель: А теперь все постарайтесь, упражнения с листочками выполняйте.

Общеразвивающие упражнения (с листочками):

1. И.п. О.с.1- Листочки в руках внизу , 2 -с листочками вперед , 3 – в стороны, 4 – И.П.

2. И.п. Стойка – ноги на ширине плеч, листочки в руках у груди;

1- поворот вправо, правую руку в сторону, 2- и. п.;  3- поворот влево, 4- в п.

3.И.п. О.с. Листочки в руках внизу. 1- правую ногу отставить назад на носок, 2- руки с листочками вверх, 3-4- в и.п. Тоже левой ногой.

4. И.п. Стойка, ноги на ширине плеч, листочки в руках внизу 1 – руки в стороны, 2- наклон к правой( левой) ноге, 3 – руки в стороны, 4 – и.п. ( 6-8 р)

5.И.п. О.с. Листочки в руках внизу, 1-2 – присесть, руки с листочками вынести вперед, 3-4 и.п. ( 6-8 р)

6.И.п. О.с. Листочки в руках на поясе. На счет 1 – 8 прыжки  на двух ногах, на счет 1- 8 ходьба на месте.

Заключительная ходьба друг за другом ( собираю листочки).

Воспитатель:

 Ребята, какой чистый воздух на полянке, давайте им подышим.

 

Дыхательные упражнения:

«Подыши одной ноздрей» ( 4 раза)

Воспитатель: - Молодцы! Ребята, мы с вами уже прошли половину пути.

А теперь нам предстоит преодолеть последние препятствия на пути к лесу. .( (расставляю оборудование, дети шагают по залу, выполняют задания).

-Нам с вами надо сначала перейти широкую реку по узкому мостику ( ходьба по гимнастической скамейке, руки на поясе); затем пересечь топкое болото, прыгая с кочки на кочку ( прыжки из обруча в обруч); затем пройти сквозь густой лес, подлезая под упавшим деревом ( подлезание под дугой на четвереньках)

    Основные виды движения:                             

1. Ходьба по гимнастической скамейке

2.Прыжки  из обруча в обруч на двух ногах, руки на поясе.

3. Подлезание под дугу на четвереньках (3р)

  (Дети идут по кругу друг за другом, а я убираю оборудование)

Воспитатель:

Молодцы, ребята, преодолели все препятствия, посмотрите, как далеко мы зашли в лес, какая здесь чудесная  полянка, давайте с вами поиграем в игру Подвижная игра “Лиса и утки”

С помощью считалки назначается водящий — “лиса”

Рыжая плутовка,
Хитрая головка,
Хвост — пушистая краса,
А зовут ее — лиса.

“Лиса”прячется в “норе”, обозначенной кружком на краю площадки. Остальные дети - “утки”. По словам воспитателя “Утки к югу летят, приземлиться не спешат” они бегают в разных направлениях по площадке, имитируя взмахами рук движения крыльев птиц. После слов “Уткам нужно приземлиться, чтоб немного подкрепиться”, замедляют бег, а затем приседают и перемещаются по площадке в приседе “ищут пищу” “.Лиса” внезапно выбегает из укрытия и ловит  “уток”, уводя пойманных к себе в “нору”. После того, как поймано 4-5 детей, выбирается новый водящий. (3 раза).

 

Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо играли.

Ребята, посмотрите,  вот мы наконец-то и добрались до  домика старичка Лесовичка. Давайте подойдем поближе и все дружно поздороваемся со старичком - Лесовичком. ( Дети здороваются)

(звучит запись,  и мы слышим голос старичка-Лесовичка).

III Заключительная часть:

Воспитатель:

А теперь, ребята, я вам предлагаю немного отдохнуть, ведь нам пора возвращаться домой, давайте полежим на полянке с закрытыми глазами, ложитесь спиной на полянку

( звучит музыка..)

Дышится легко, ровно, глубоко,

Напряженье улетело

И расслаблено все тело.

Солнце руки согревает,

Солнце ноги согревает,

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать.

Крепко кулаки сожмите

Их повыше поднимите.

Потянулись! Улыбнулись!

1,2,3,4,5 Всем открыть глаза и встать!

В детском саду мы опять.

 

Заключительная ходьба по залу  в колонне по одному.

Воспитатель:

Вот и закончилось наше путешествие в осенний лес.

-Ребята, вам понравилось наше путешествие?

( Ответы детей)

Воспитатель:

А что вам больше всего понравилось? ( 2- 3 ответа детей)

Воспитатель:  итог.

 

 

1. “Листья шуршат”
Дети идут по кругу в колонне по одному обычным шагом и произносят речитатив:
Утром мы во двор идем —

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят
И летят, летят, летят...
Произнеся последние слова, дети делают глубокий вдох через нос и идут врассыпную по площадке, произнося на удлиненном выдохе звук “ш-ш-ш”, стараясь пройти при этом больше шагов. Как только воздух закончился, ребенок останавливается.
Отмечают тех детей, кто сумел сделать больше шагов на выдохе. Затем дети снова строятся в колонну и все повторяется с начала. Игровое задание в ходьбе проводится З раза.
2. “Ветер и листья”
Дети - “осенние листья”. По сигналу “Ветер” дети произвольно бегают по площадке в разных направлениях (“ветер кружит листья в воздухе”), по сигналу “Ветер стих”- быстро приседают (“листья упали на землю”). Игра повторяется 4-5 раз.
З. “Солнышко и туча”
И.п. - о.с.
1 - встать на носки, руки в стороны - вверх, пальцы врозь (это “лучики”)
2-З - держать, улыбаясь (“солнышко выглянуло из-за тучи”)
4- и.п.

5- круглый  полуприсед, руки согнуты, предплечья закрывают лицо, кисти ладонями на голову (“туча закрыла солнышко”)
6-7 - держать

8- и.п.

Повторить 3-4 раза.

4. “Птицы готовятся к перелету на юг”
И.п. — стоя ноги вместе, руки в стороны
1-16 - на каждые два счета волнообразные взмахи руками
вверх-вниз, имитируя движения крыльев птиц

5. “Деревья сгибаются на ветру”
И.п. — стоя ноги врозь, руки вверху
1 -наклон вправо

2-и.п.

3-4 - то же влево. Повторить 8-10 раз.

6. “По  полям расстилаются туманы”
И.п. — стоя ноги врозь, руки на пояс
1 - наклон вперед прогнувшись с поворотом вправо, правую руку в сторону (“показать, как расстилаются туманы”)

2- и.п.

3-4-то же влево Повторить 8-10 раз.

7. “Листопад”
И.п. — стоя ноги вместе, руки вверху
1 - “уронить” расслабленно кисти
2 - “уронить” предплечья
3 - “уронить”  плечи
4 - - круглый полуприсед, руки внизу, голову опустить, мышцы шеи, рук и плечевого пояса расслаблены
5-8 - медленно выпрямляясь, руки через стороны вверх
8. “Птицы собираются в стаи”
Построение в три колонны (“стаи”), выдвинуть вперед нижнюю челюсть — “клюв” ‘
9. “Слышны прощальные крики гусей, журавлей...”
Дети подражают крикам перелетных птиц: гусиным - “га-га” ‘ журавлиным — “курлы-курлы” “.
10. “Птицы улетают в теплые края...”
Бег в колоннах (“стаях”) в разных направлениях, имитируя руками движения крыльев птиц.
11. “Осенью начинаются занятия в школе. Покажем, как стройно, прямо ходят первоклассники...”. 
Ходьба в колонне по одному.
 

 

 

3. Игра «Да или нет»

А теперь давайте поиграем в игру «Да или нет» ( дайте правильный ответ).

Осенью цветут цветы?

Осенью растут грибы?

Тучки солнце закрывают?

Колючий ветер прилетает?

Туманы осенью плывут?

Ну а птицы гнезда вьют?

А букашки прилетают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто- часто льют дожди?

Достаем ли сапоги?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать?

Куртки, шапки надевать?

Молодцы, я вижу вы знаете приметы осени, правильно ответили на каверзные вопросы.

Итог: Незнайка: Спасибо вам ребята, за рассказ об осени. Мне было очень интересно. Я узнал, что осень бывает золотая и поздняя. Золотую осень можно еще назвать золотистая, разноцветная, пышная, роскошная, лучезарная, щедрая, богатая урожаем, тихая, прохладная. Теперь я знаю, что явление , когда падают листья называется листопадом. Осеннее солнце светит ярко, но не греет, поэтому я уже не хочу на речку, боюсь простудиться. Давайте, с вами отправимся на прогулку и полюбуемся красотой осени.

 

Подвижная игра “Перелет птиц”

Дети свободно размещаются по полянке. По сигналу “Птицы на юг улетают” они бегают по площадке, имитируя руками движения крыльев птиц и подражая крикам гусей, журавлей.

По сигналу “Буря” стараются влезть на какое-либо возвышение (если такового нет, укрыться в заранее обусловленном месте полян). По сигналу “Буря кончилась” дети продолжают “перелет”. Игра повторяется 4-5 раз.

“Гуси готовятся к перелету”
По сигналу дети в колонне идут к финишу в приседе (“гусиным шагом”), обратно бегут, имитируя руками движения крыльев птиц.


“Белки готовят запасы на зиму”
На линии финиша лежит обруч, в котором находятся (шишки или другие мелкие предметы) по количеству детей в командах. По сигналу первые в колоннах прыжками на двух ногах перемещаются к финишу и, взяв один “орех”, обычным бегом возвращаются к своим командам, где кладут шишку в корзину (ведерко) и передают эстафету следующим.


“Ежи собирают грибы”
Первые в колоннах кладут на голову плоский мешочек с песком (это “гриб, который ежик подцепил своими иголками”). По сигналу они идут к финишу ускоренным шагом, стараясь не уронить мешочек (нельзя придерживать мешочек рукой!), обратно возвращаются обычным бегом, взяв мешочек в руки, и передают его следующим в командах.
 

         “Бурундук подготавливает к зиме свою нору”
По сигналу первые в колоннах бегут к финишу, пролезают под лугами и, возвращаясь назад обычным бегом, передают эстафету следующим, касаясь их плеча.

Сегодня на пустой поляне,
Среди широкого двора,
Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть из серебра.
Сегодня целый день играет
В лесу последний мотылек 
И, точно белый лепесток,
На паутине замарает.

                         (И.А.Бунин)


Подвижная игра “Паучок и  мотылек”

Дети делятся на пары и договариваются, кто из них “паучок”, а кто — “мотылек”. “Паучки” отходят от “мотыльков” и прячутся среди деревьев. “Мотыльки” свободно перемещаются по площадке, бегают, имитируя руками движения крыльев, кружатся и т.п. По сигналу “паучки” выбегают на площадку, каждый старается догнать свою пару. Затем дети меняются ролями. Игра повторяется 2 раза.

 

Подвижная игра “Лиса и утки”

С помощью считалки назначается водящий — лиса

Рыжая плутовка,
Хитрая головка,
Хвост — пушистая краса,
А зовут ее — ласа.

“Лиса”прячется в “норе”, обозначенной кружком на краю площадки. Остальные дети - “утки”. По словам воспитателя “Утки к югу летят, приземлиться не спешат” они бегают в разных направлениях по площадке, имитируя взмахами рук движения крыльев птиц. После слов “Уткам нужно приземлиться, чтоб немного подкрепиться”, замедляют бег, а затем приседают и перемещаются по площадке в приседе “ищут пищу” “.Лиса” внезапно выбегает из укрытия и ловит  “уток”, уводя пойманных к себе в “нору”. После того, как поймано 4-5 детей, выбирается новый водящий.

 

Подвижная игра “Беги к своему листу!”
Дети распределяются на три подгруппы, каждый ребенок берет осенний лист, вырезанный из бумаги: у одной подгруппы — лист березы, у второй — лист клена, а у третьей — лист дуба. Каждая подгруппа строится в колонну по периметру площадки. Стоящий в центре воспитатель поднимает лист и называет его, дети с такими же листьями подбегают к нему, кружатся и бегут обратно. Затем подбегает вторая подгруппа, потом — третья и т.п.

Подвижная игра “Гусиный мост”

Из числа играющих с помощью считалки выбирают “волка”
Листопад, листопад,
Листья желтые летят,
Раз, два, три - 
Волком будешь ты!

Затем выбирают “лису”:

Желтый клен, желтый бук,
Желтый в небе солнца круг.
Вся земля желта кругом.
Вдруг мелькает за кустом
В золотистой шубке зверь-

Будешь ты лисой теперь.

“Лиса” и “волк” надевают на головы маскарадные шапочки, изображающие звериные мордочки и встают в пару взявшись за руки.
Затем выбирают “гусака “:
Гнезда черные пусты,
Меньше сделались кусты.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будет у гусей вожак.
“Гусак” ведет разговор с “волком” или “лисой” Остальные дети “гуси “, встают в колонну за “гусаком” “.
—- Куда летите, гуси?
— Через моря в теплые края.
— Не перелетите.
— Положим соломинку и перейдем.
— Она сломается.
— Положим доски.
— Их вода смоет.
— Мой отец — мастер. Он сделает железный мост и мы пройдем.

После этих слов “лиса” и “волк” поднимают руки, а “гусак” и “гуси” проходят через эти ворота. “Волк” и “лиса”, опустив руки вниз, стараются поймать последнего в колонне, который затем встает за спиной “лисы” или “волка”.Дети проходят через ворота до тех пор, пока не образуются две группы — команда “волка” и команда “лиса”,  Обе группы встают напротив друг друга перед обозначенной чертой и держатся за пояс впереди стоящего, а “волк” и “лиса” сцепляются руками. Каждая команда тянет в свою сторону. Выигрывает та команда, первый игрок которой не перешел за отмеченную линию и цепь которой не оборвалась.

 

Подвижная игра “Журавли-журавли”

С помощью считалки выбирается вожак журавлиной стаи:

Раз, два, три, четыре,
Встаньте в круг пошире.
Пять, шесть, семь, восемь,
Разгулялась осень.

Птицы к югу полетели.

И тебе водить велели.

Дети строятся за вожаком в колонну по одному и берутся за руки. Вожак говорит: “Журавли-журавли, выгнетесь дугой”.Дети в процессе размеренной ходьбы и выстраиваются в виде дуги. Вожак, увеличивая темп, говорит:
“Журавли-журавли, сделайтесь веревочкой” Дети не отпуская рук, вновь перестраиваются в колонну по одному за вожаком, который продолжает увеличивать темп. По команде вожака “Журавли-журавли, извивайтесь, как змея”, колонна ребят начинает передвигаться “змейкой” Дальше вожак командует: “Змея сворачивается в кольцо”, “Змея выпрямляется” и т.д.
Упражнения выполняются в возрастающем темпе, с переходом на бег, до тех пор, пока строй не нарушится; когда игроки запутаются, игру начинают сначала.

Подвижная игра “Гуси летят”

Водящим назначается ребенок, который знает как можно больше названий птиц и других животных. Он говорит:
“Гуси летят’, “Утка летят”, “Грачи летят” и т.п., при этом дети говорят “Летят,” и взмахом рук имитируют движения крыльев птиц. Когда водящий говорит: “Медведь летит”, играющие могут допустить ошибку и взмахнуть руками. Тот, кто ошибся, выходит из игры. В конце отмечают самых внимательных игроков, оставшихся в кругу.
Вариант: у того, кто ошибся, можно брать фант, который он должен выручить в конце игры (спеть песенку, станцевать, прочесть стихотворение и т.п.).