Мы растем усидчивыми.

Тот, кто не способен сосредотачиваться на чем-то одном, тратит впустую массу времени и сил. Но все поправимо!

Любому родителю хочется, чтобы его чадо росло усидчивым и упорным. Когда родители вправе ждать от своих детей появления этих полезных качеств и как помочь им развиться?

 

Внимание – прежде всего!

 

«Твой малыш может заниматься сам? А наш посидит немного со мной за книжкой и убегает. Все время отвлекается, такой невнимательный, неусидчивый!» - жалуется мама Вани. Думаю, многие мамочки не раз слышали подобные разговоры или были их участниками.

Усидчивость – это способность концентрировать свое внимание на каком-либо объекте (даже непривлекательном!) в течение довольно длительного времени и терпеливо доводить работу до конца. Воспитание усидчивости невозможно без развития внимания.

Часто родители ждут проявлений внимания у детей уже с 2-3 лет. В то время как даже и у 5-6-леток внимание носит еще непроизвольный характер. Непроизвольный – это значит «неуправляемый волей», то есть ребенку трудно сосредоточить внимание по требованию. В старшем дошкольном возрасте внимание еще неустойчиво. Малыша можно легко чем-то отвлечь, он не хочет заниматься тем, что для него не привлекательно, не интересно, часто меняет свои занятия, хвастается то за одно, то за другое.

«А как же, - спросите вы, - когда ребенок часами занимается конструктором или рассматривает книгу? Он ведь концентрирует внимание, да еще как! Обедать не дозовешься». Совершенно верно! Особенность внимания дошкольника как раз в том, что он способен долго заниматься тем, что для него интересно. Если вдруг рядом возникнет что-то еще более привлекательное (ребенок смотрел книгу, и тут по телевизору стали показывать его любимые мультфильмы), то он может резко переключиться на телевизор. А когда добавится еще что-то (мама пришла из магазина и принесла новые карандаши), малыш бросит все прежнее и схватится за то, что стало еще более интересным на данный момент.

И это вовсе не так уж и плохо. Как раз такая непроизвольность внимания и позволяет ребенку еще за 3-4 года до школы освоить огромный объем информации, интересоваться всем на свете и многое перепробовать.

«Хорошо, - скажет кто-то, - если кроха хоть конструктор собирает. Мой-то вообще слоняется из угла в угол: за одно возьмется, потом за другое, ничем толком заняться не может!»

Нам почему-то кажется, что ребенок должен тихо заниматься в своем уголке, не мешая родителям отдыхать или делать домашние дела. В то же время нам хочется, чтобы он потом успешно учился в школе (опять-таки лучше самостоятельно), был усидчивым и аккуратным.

Тут важно понять: над развитием детского внимания придется потрудиться вместе. Не всем малышам удается увлечь себя самим, и здесь им на помощь должны прийти мамы и папы, воспитатели.

·   Если хотите привлечь ребенка к какой-либо работе или занятию, опишите привлекательные стороны этой деятельности.

·   Дети любят все яркое, неожиданное, эмоциональное. Можно придумать небольшую сказочную историю о задании, которое надо сделать или придать занятию элемент соревнования.

·   Занимаясь с ребенком, выражайте свои эмоции: хвалите его за успех, радуйтесь и удивляйтесь вместе с ним.

·   Одно из главных средств организации внимания – речь. Пусть малыш проговаривает задание вслух, комментирует свои мысли, как он станет выполнять его. Это поможет ему спланировать свои действия.

·   Взрослый должен помогать ребенку выстроить план: «Что ты будешь делать сначала? Что потом? Посмотри туда-то…» Его инструкции должны быть понятны и доброжелательны.

·   Постарайтесь создать для занятий спокойную, тихую атмосферу. Сведите к минимуму отвлекающие факторы – выключите телевизор, музыку, отложите подальше игрушки.

И все же малыша  может многое отвлекать. В этих случаях взрослому лучше направлять внимание ребенка не приказами: «Не вертись!», «Куда ты смотришь?», а предложениями закончить то дело, которым вы вместе занимались: «Давай поставим еще два кубика», «Посмотри, тебе осталось немного, только цветок раскрасить».

Помните, что болезненные, ослабленные, впечатлительные малыши чаще отвлекаются, уровень концентрации внимания у них ниже. Учитывайте это, занимаясь с детьми. Не забывайте, что 5-летний малыш может удерживать внимание на одном занятии около 15 минут. Потом ему необходимо переключиться на что-то другое. Поэтому не усердствуйте с занятиями и не требуйте от ребенка корпеть над заданием больше, чем он способен в его возрасте.

 

Учимся терпению

 

Развивая внимание малыша, мы одновременно учим его и доводить до конца начатое дело, достигать определенной цели. Это умение необычайно важно для последующего обучения в школе. Достигнув определенных успехов в развитии внимания, ребенок уже может довести до конца начатое занятие. Но ему потребуется и определенное терпение. В силах родителей и воспитателей научить детей трудиться и добиваться результатов!

Терпеливость и усидчивость развиваются прежде всего в игре. Игра способствует становлению произвольности поведения, то есть способности малыша контролировать себя самому, а значит, и выполнять необходимые правила, доводить до конца начатое дело. Умение и способность соблюдать правила игры требуют от ребенка проявлять терпение, а иначе его не примут в игру.

Труд, как ничто другое, способствует воспитанию терпения и желанию добиваться результатов. Трудиться можно везде. Пусть помогает выполнять дела по хозяйству. Летом работайте в месте на дачном участке, делайте дома поделки, аппликации, лепите из пластилина. Всегда обращайте внимание малыша на результаты его труда: «Посмотри как стало чисто!», «Теперь морковка вырастет сочной – ни одного сорняка ты не оставил!», «Бабушка очень обрадуется твоей поделке!». Не забывайте хвалить ребенка за хорошо выполненное дело!

Только вот детское желание трудиться не всегда одобряется родителями: полы могут быть вымыты банным полотенцем, а в процессе мытья посуды вполне реально не досчитаться пары чашек. И здесь главное – не дать волю гневу, чтобы начисто не отбить детское желание помогать вам. Малыш-то от души хотел вам помочь!

Необходимо поддерживать детскую инициативу. Искренне похвалите ребенка за помощь и укажите, как нужно действовать в следующий раз («Для пола есть специальная тряпка», «Чашечку надо держать за ручку покрепче»).

Терпение малыша можно развить практически в любой деятельности. Важно помнить несколько моментов.

·   Не стоит ждать, что ребенок (особенно впечатлительный и непоседливый) начнет сам проявлять терпение. Как всегда, ответственность за это – на взрослом.

·   Взрослые должны организовать деятельность малыша. Пусть сначала ответит на вопросы: «Что ты хочешь получить в результате? Что для этого нужно? Что сначала, а потом?»

·   Необходимо всячески поддерживать эмоционально вашего ребенка: подбадривать, направлять. Не забывайте о похвале! Но это не должны быть просто слова «хорошо», «молодец». Покажите крохе, что с чем-то он справился особенно хорошо, что сегодня что-то ему удалось лучше, чем в прошлый раз. Обязательно скажите, почему он достиг успеха: «Ты старался и был терпелив!»

Наблюдая за любым занятием малыша, следите, доводит ли он его до конца: не бросает ли кормить куклу на полпути, довозит ли машину до пункта назначения. Если нет, включитесь в игру, мягко направьте его к завершению сюжета: «Давай накормим куклу и уложим спать», «Как же мы построим дом, если не выгрузим кирпичи?»

Если у ребенка что-то не получается, успокойте его. Напомните, что иногда нужно пробовать много раз, чтобы получилось. Предложите отдохнуть, а потом начать снова. Ободряйте малыша, говорите, что он обязательно справится, надо лишь еще немного постараться.

Помните: лучший пример для детей – его родители. Будьте сами терпеливы, доводите дела до конца, выполняйте обещанное, поддерживайте детские начинания  хвалите за достижения, и вы непременно увидите положительные результаты.