Коспект НОД по образовательной деятельности "Познание" в подготовительной к школе группе воспитателя Т.М. Кивля

 

 

Программные задачи:

 

  • Дать детям понятие о том, что каждый год приходит под определенным знаком;
  • Познакомить с символами каждого года;
  • Закрепить знания своих знаков зодиака;
  • Дифференцировать знания об именинах и дне рождения;
  • Развивать связную, эмоционально-выразительную речь;
  • Совершенствовать умения проявлять творческую инициативу;
  • Закрепить знания оттенков цвета;
  • Формировать доброжелательность, вежливость, уважение к окружающим;
  • Упражнять в подборе слов с определенным количеством слогов;
  • Помочь детям понимать русские поговорки и толкование старинных слов, развивать мышление, внимание, умение выслушивать взрослого и товарища;
  • Воспитывать чуткое, доброе отношение к окружающим, высказывать пожелания, получать удовольствие от вручения подарков.

 

Методы и приемы:

 

Беседа, указания, пояснение, художественное слово, игровые мотивации, толкование, вопросы, ответы, подбор слов и определений. Использование наглядности, поощрений, оценки. Индивидуальные и хоровые ответы, обращенная речь, уточнение.

 

Словарь:

 

Пир, поговорка, скатерть-самобранка, жемчужно-розовый, ярко-оранжевый, пурпурный, яства, комплимент.

 

Материал:

 

Зонт – звездное небо с повелителем звезд и символами года, игрушки драконы, игрушка – поросенок, скатерть-самобранка, сувениры, гуашь, кисти, салфетки, изображение символа приходящего года, грамзапись, коробочки-телескопы.

 

Предшествующая работа:

 

Рассказ легенды-сказки об установлении очередности символов, рисование животных – символов, беседы о знаках зодиака, толкование пословиц, комплименты друзьям и взрослым.

 

 

 

 

 

Ход занятия:

 

Воспитатель: Ребята, объясните почему у вас дома календари с фотографией собаки, брелки у взрослых на ключах, игрушки в машине, почему столько внимания этому животному с прошлого новогоднего праздника?

(Ответы детей).

Воспитатель: Замечательно, действительно потому что этот год проходит под символом собаки. Вы вероятно помните сказку о том, как звездный властелин позвал к себе во дворец двенадцать зверей, чтобы распределить кто каким годом будет править. Быстрее и стремительней всех наклонив голову с длинными рогами несся кто? (Бык). Верно – могучий бык. Он был уверен, что станет первым, но кто сумел его обхитрить и обогнать? (Мышка). Конечно, быстроного, сильного быка опередила маленькая, серенькая, незаметная мышка. А как? (Прицепилась за хвост быка, а пока бык бежал большой путь, она по туловищу добежала до самого кончика рогов и смело спрыгнув, первой очутилась у ног Властелина звезд).

Воспитатель: Благодаря этой легенде, вы никогда не забудете, что за годом мыши наступает год быка. За быком прибежал – тигр, потом заяц, за зайцем – дракон, затем приползла змея, за змеей – лошадь, следом – баран, быстрая, верткая обезьяна, почему-то не спешила и явилась после барана, а петух, пока слетел с жердочки, подоспел следом за обезьяной, собака, пытаясь догнать петуха, стала очередной после петуха, а кабан, подбирая желуди, удивленно провожал взглядом всех животных, не выдержал и, из любопытства, решил посмотреть куда они спешат и явился к Властелину последним. Вот так примерно выглядит звездное небо с символами каждого года из двенадцати!

И словно карусель идут годы своим чередом, звери снова и снова в порядке очереди, установленной Властелином звезд правят через каждые двенадцать лет.

Ребята, а какой же зверь является хозяином вашего года рождения? (Дракон). Меня очень радует, что вы любознательны и у вас исключительная память. А под каким созвездием вы родились? (Ответы детей). А ну-ка выберите калейдоскоп с вашим знаком зодиака и можете подойти и показать нашим гостям. (Дети возвращаются на свои места).

Воспитатель: День рождения бывает раз в году, а когда вы родились вам дали имя, так вот день именин, т.е. именины бывают по нескольку раз в год. Например: Денис отмечает именины два раза в году, Ирина аж – три и т.д. Сегодня мы отметим именины вашего хозяина года  - Дракона. Хотите? Еще с прошлой недели к нам в группу идут и идут в гости дракончики. И даже дети группы «Веселые Человечки» отпустили к нам своих драконов. Сейчас мы с вами вспомним правила приема гостей и тогда пригласим драконов. Если к вам пришел ожидаемый гость, что вы сначала сделаете? (Поздороваемся, поприветствуем). А как по-разному можно приветствовать гостя? (Ответы детей). А что еще приятно будет слышать гостю, который собирался к вам, наряжался? (Комплименты).

 

Воспитатель: А что такое комплименты? (Дети объясняют). Приятные слова о внешности, прическе, одежде, настроении, манерах.

Воспитатель: А как нужно говорить комплименты? Правильно, от души, искренне, говорите комплименты дракоше. Погромче и четко проговаривая слова, чтобы именинники услышали каждое словечко и, как вы, разными словами учились выражать свои мысли. Предполагаемые комплименты:

- Какая у Вас приятная разноцветная шерстка!

- Мне так нравится ваша прическа!

- Я очарована Вашим аккуратным гребешком на спинке!

- Вы такой милый, с Вами так хочется поиграть!

- Мне не терпится с Вами побеседовать!

- Я доволен, что вы пришли ко мне в гости!

- У Вас крылышки как у Бабочки!

- У Вас такие добрые, ясные, веселые глаза!

- Вы очень нарядный!

Воспитатель: Усадите друзей поудобнее, пусть осмотрятся и чувствуют себя уютно у нас. А коль у них именины, давайте поиграем с их именем. Я думаю приятно будет им слышать ласковое Ваше обращение:

- Дракоша;

- Дракончик;

- Дракошенька;

- Дракошечка;

- Драконюшка;

- Дракошка;

- Дракушка.

Речь и движение «Дракон»

В дверь диетической столовой

Вошел дракон семиголовый.

Он хором «Здравствуйте!» сказал

И, улыбаясь, заказал:

- Для этой головы, пожалуйста, халвы.

Для этой пасти – прочие сласти.

Для этой головки – перловки.

Для этой глотки – селедки.

Для этой башки – пирожки.

Для этой рожи – то же.

Для этого личика – два сдобных куличика.

Что еще? Лимонада бутылку,

Семь салфеток, ножик и вилку.

Воспитатель: Посмотрите как они разнежились, повеселели, довольные сидят. Но я сейчас вспомнила русскую пословицу (Соловья баснями не кормят). О чем она нам напомнила? О чем подсказала? (Толкование детей о значении пословицы).

Воспитатель: Да, «Разговорами сыт не будешь!» Давайте раскинем скатерть самобранку. А вы возьмите своих гостей и рассаживайтесь вокруг.

 

Самобранка приготовила не только фрукты да овощи, выращенные на Кубани, но и привезенные к нам из заморских стран. Но дело в том, что наши именинники могут угощаться теми яствами, в названии которых столько же слогов, сколько в их имени. Дра – кон – Сколько частей в слове?

Дети: В слове дракон два слога.

Воспитатель: Теперь подумайте, что вы можете предложить вашим друзьям, причем не забывайте, Вы же угощаете. Для этого постарайтесь подобрать такие слова, чтобы именинникам захотелось испробовать эти лакомства, в названии которых два слога.

- Я хочу угостить Вас …

- Предлагаю Вам …

- Попробуйте пожалуйста…

- Вот Вам … - это очень вкусно!

- Я Вам советую съесть …

- Угощайтесь …

- Не хотите ли …

- Мне очень нравится … может и Вам понравиться.

Воспитатель: Я вижу гости угощаются с аппетитом. Пир горой! Да, а что такое пир? Что означает это слово? (Ответы детей).

Воспитатель: Почти верно, но старинное русское слово «пир» означало не только разнообразие еды, оно означало много пития на столе. То есть на столе должны быть саамы разные напитки: соки, компоты, квасы, лимонады, тогда это означало пир.

(Китайская игра «Поймай хвост дракона» под веселую музыку).

(Музыка меняется, «приходит» поросенок с корзинкой, открыткой с изображением кабана, здороваемся, радуемся приходу очередного гостя и читаем в открытке о годе свиньи).

Для родившихся в год дракона,

Этот год будет лучше предыдущего.

Год этот в розовых тонах.

Все от восторга будут хрюкать.

В приятных сказочных волнах.

Все беды смогут убаюкать.

Этот год объединяет все знаки. Основные цвета наступающего года: красный и оранжевый, а также розовый, желтый, бордовый и пурпурный.

Воспитатель предлагает детям окрасить силуэт хрюшки всеми цветами, которые в наступающем новом году предпочтет свинья и кабан (любуемся результатом, оставляем сохнуть.

Воспитатель: Дети, а какое волшебство происходит в новогоднюю ночь? (Появляются под елкой подарки). Давайте поможем нашей свинке помечтать о подарках. То есть вы им скажете, что бы вы подарили, только обязательно яркое, красивое, цветное.

Дети:

- Я подарю перламутрово-розовый шарф;

- Я хочу подарить ярко-оранжевую шапочку;

- Пурпурную сумочку;

 

- Фиолетовый зонтик.

Воспитатель: Замечательно, вы были как добрые феи и волшебники. Надеюсь у милой свинки исполнятся все желания. И мне захотелось сделать добро и поздравить с наступающим новым годом наших гостей – славных, милых женщин, которые воспитывают таких же замечательных и умных ребятишек, как Вы, в других детских садах. Вы мне поможете? (Раздаем сувениры, дети говорят пожелания).

Воспитатель: И конечно же Вам, ребята, нельзя оставаться без сюрпризов, ведь Вы показали свои знания и умения, дарили всем огромное количество добрых слов и комплиментов. Все чем вы сегодня занимались, принесло окружающим радость, удовольствие, ваши теплые слова всем согрели душу. Спасибо Вам, ребята! Вам Хрюша дарит свои фотографии.

Воспитатель: А сейчас споем любимую нашу песенку «Все для добра».