КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДОШКОЛЬНИКОВ
КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Е.П. Вихрова, Г.И. Литвинкова, воспитатели,
С.Р. Ушакова, учитель-логопед
МБДОУ детский сад компенсирующего вида №34
станицы Ленинградской Краснодарского края
В нашем дошкольном образовательном учреждении уделяется большое внимание вопросу взаимосвязи и преемственности в работе педагогического коллектива. Тесное сотрудничество учителя-логопеда и воспитателей группы позволяют эффективно устранять дефекты речи, развивать общие качества и свойства личности ребенка. Коррекционная работа в дошкольных учреждениях осуществляется учителем-логопедом. Воспитатель участвует в этом процессе косвенным образом, закрепляя речевые навыки, которые вырабатывает у детей логопед, а также по рекомендации логопеда занимается устранениям сопутствующих вторичных дефектов.
Коррекционные занятия, проводимые воспитателем во второй половине дня, направлены на реализацию как коррекционных, так и воспитательных задач.
Организация коррекционного занятия воспитателя
Коррекционное занятие проводится с 15.30 до 16 часов ежедневно, кроме среды, когда планируются развлечения. Продолжительность занятия – 30 минут.
Первая часть занятия (15 минут) отводится фронтальной работе, задачи которой:
- развитие лексико-грамматического строя речи;
- развитие общей и мелкой моторики;
- развитие фонематических процессов;
- развитие психических процессов.
Вторая часть занятия (следующие 15 минут) - подгрупповая и индивидуальная работа,которая включает задания по различным разделам программы с целью восполнения пробелов в знаниях и умениях детей и индивидуальную работу по заданию логопеда.
Коррекционные занятия проводятся в занимательной форме, единый игровой сюжет связывается с лексической темой недели. (см. Приложение №2)
При подготовке к коррекционному занятию воспитателю необходимо учитывать следующие требования:
1. Коррекционное занятие вносится в ежедневный план работы.
2. Наглядный и раздаточный материал готовится воспитателем заранее.
3. Занятие планируется по определенной схеме, где указывается:
* Лексическая тема
* Задачи фронтальной работы
* План фронтальной работы
* Ход фронтальной работы
* Подгрупповая и индивидуальная работа (планируется по сетке):
Содержание работы |
Цель |
Подгруппа (имена) детей |
|
|
|
4. Детские столы для подгрупповой работы необходимо расположить так, чтобы дети видели воспитателя, а воспитатель видел детей.
5. Детей разместить так, чтобы они не мешали друг другу. Целесообразно разместить за одним столом детей, которые будут заниматься индивидуально с воспитателем по заданию логопеда.
6. Задания логопеда отрабатываются по индивидуальным тетрадям детей перед зеркалом.
7. Работая с детьми по заданию логопеда, воспитатель разговаривает обычным голосом, не применяя шепотную речь.
8. Контроль за подгрупповой работой осуществляет младший воспитатель. Воспитатель заранее знакомит его с запланированными видами деятельности, дает рекомендации по осуществлению контроля и оказанию помощи детям.
Для более глубокого и всестороннего изучения лексической темы учитель-логопед в «Тетради связи работы учителя-логопеда и воспитателей» накануне новой недели предлагает задания для фронтальной работы (см. Приложение №1), включающие:
- словарь,
- грамматические задания,
- перечень игр и упражнений для развития общей и мелкой моторики (их содержание дается на карточках),
- перечень игр и упражнений для развития фонематических и психических процессов. Эти задания используются воспитателями в ходе планирования и проведения занятий (в том числе коррекционных), в игровой, трудовой деятельности, во время режимных моментов в течение недели.
Приложение №1
ЗАДАНИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА НА НЕДЕЛЮ
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ОСЕНЬ. ГРИБЫ
Словарь
Осень, листопад, заморозки, погода, ветер, дождь, туча, облако, туман; опадать, шуршать, моросить, улетать, увядать, стучать; золотая осень, ранняя, поздняя, теплая, пасмурный, хмурый, ясный, золотистый, холодный, сырой, голые, грустные, печальная; ясно, дождливо, прохладно, ветрено, уныло, пасмурно.
Грибы: ножка, шляпка, лисички, белый гриб (боровик), мухомор, поганка; собирать, срезать, мыть, солить, сушить, варить, жарить; съедобный, несъедобный, ядовитый, вкусный, полезный, красивый, толстый, тонкий.
Грамматика
1. Подбор существительных к прилагательным (согласование в роде и числе). Например: осенний – день, лист, дождь; осенняя – поляна, туча; осеннее – небо, солнце; осенние – листья, деревья, …
2. Подбор глаголов к существительным. Например: Что можно делать с грибами? – собирать, резать, жарить, мариновать …
3. Подбор однородных определений к существительным. Например: День какой? - холодный, дождливый, пасмурный, ветреный…
4. Употребление простых предлогов «в», «на», «с», «под», «за», «перед»
5. Согласование существительных с числительными. Например: счет до 5 со словами «гриб», «мухомор» и др.
6. Составление описательных рассказов по опорной схеме.
Речь с движением
1. Листики
2. Дождик
3. Грибы
Развитие мелкой моторики
1. По грибы
2. В лесу
3. Грибок
Развитие слухового восприятия, фонематических процессов
1. Кто позвал?
2. Дождик (повтори ритмический рисунок)
Развитие психических процессов
1. Где грибок (листок)? (ориентировка в пространстве)
2. Угадай по описанию
3. Что в корзину, что в ведро?
Приложение №2
КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ
Занятие №1
Задачи: Обогащать знания, словарь детей по лексической теме. Упражнять в подборе определений, в согласовании существительных с числительными, в употреблении предлогов«за», «перед», в различении по тембру максимально сокращенного звукокомплекса. Развивать слуховое восприятие, внимание, память, общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве.
План фронтальной работы:
1. Развитие лексико-грамматического строя речи: игра «Скажи, какой?»
2. Развитие общей моторики: речь с движением «Листья»
3. Развитие психических процессов и ориентировка в пространстве: игра «Где листок?»
4. Развитие мелкой моторики: упражнение «По грибы»
5. Развитие лексико-грамматического строя речи: игра «Сколько грибов?»
6. Развитие слухового восприятия: игра «Кто позвал?»
Ход занятия:
1. Игра «Скажи, какой?»
Какое время года? Какой месяц? Какой прошел? Какой еще будет? Что осенью происходит с деревьями? Вот и к нам залетел один листочек. Он не простой, он успел мне на ушко прошуршать, если вы сможете сказать красивые слова о нем и о его братьях осенних листьях, то он превратит вас на минутку в осенние листья. (Дети подбирают однородные определения: желтые, золотые, багряные, красные, оранжевые, сухие, шелестящие, мокрые, влажные, опавшие, летящие и т.д.).
2. Речь с движением «Листья»
Листок дотрагивается до детей и превращает их в листья:
Листья осенние тихо кружатся, Кружатся на цыпочках, руки в стороны
Листья нам под ноги тихо ложатся. Приседают
И под ногами шуршат, шелестят, Движения руками вправо-влево
Будто опять закружиться хотят. Поднимаются, кружатся
3. Игра «Где листок?»
Листочки тихо легли на землю. А меня листочек превратил в дерево. Сейчас каждый листочек скажет, где он опустился: справа или слева от дерева, за или перед деревом и т.д.
4. Развитие мелкой моторики «По грибы»
Когда листочек летел к нам, он видел в лесу много грибов, пойдемте в лес:
Утром дети в лес пошли, Шаги на месте
По дороге гриб нашли, Наклон вперед, выпрямиться
А за ним-то раз, два, три, Наклоны в стороны
Показались еще три! Руки в стороны, вниз.
И пока грибы срывали Наклоны, руки к полу
Мы к обеду опоздали! Руки к щекам, покачать головой
Побежали, заспешили, Бег на месте
И грибы все уронили. Присесть
5. Игра «Сколько грибов?»
Вот мы и на лесной полянке. Соберем грибы и сосчитаем их. (На столе счетный материал - елочки и грибы, две корзинки. Педагог «срывает» грибы и складывает их в корзинку, а дети по цепочке считают их: один гриб, два гриба… пять грибов. Аналогично «наполняют» другую корзинку.)
6. Игра «Кто позвал?»
Пора нам возвращаться домой. А Таня заблудилась. Давайте позовем ее. (Таня поворачивается спиной к детям. Воспитатель указывает на любого ребенка, тот зовет: «Ау!» Таня должна догадаться по голосу, кто позвал. Так же с другими детьми). Ну, вот мы и собрались все вместе.
Подгрупповая работа:
В этой корзине для вас подарки от осени – это семена растений. Они все разные: есть большие, есть маленькие, но попадут они в землю, и весной из них появится росток деревца, цветка, овоща. Из семян можно сделать красивую композицию. У вас на столах лежат квадраты из картона, покрытые пластилином. Нужно из семян выложить узор: в уголках и по сторонам он должен повторяться.
В другой корзине – еще один сюрприз. Это игра «Времена года». У осени есть сестры, как их зовут? (Зима, весна, лето). Каждый из игроков получит карту с изображением какого-либо времени года. Ведущий будет показывать маленькие карточки, вы должны выбрать те, на которых картинки, подходящие для вашего времени года. Композицию из семян будут выполнять дети 1-й подгруппы с Н.В. (младшим воспитателем), а дети 2-й подгруппы самостоятельно играют в настольную игру.
Задание |
Цель |
Подгруппа |
1. Ручной труд «Составление композиции из семян растений»
|
Учить создавать узоры на квадрате, ритмично располагая элементы; развивать мелкую моторику пальцев рук. |
№1 |
2. Настольная игра «Времена года»
|
Закрепить знания о временах года, умение подбирать предметные картинки в соответствии с временем года. |
№2 |
3. Индивидуальная работа по заданию логопеда |
Развивать подвижность органов артикуляционного аппарата, автоматизировать правильное произношение звуков |
№2 |
Занятие №2
Задачи: Обогащать словарь, совершенствовать знания детей по лексической теме. Упражнять в подборе определений, в составлении описательного рассказа с опорой на схему. Развивать монологическую речь, слуховое восприятие, произвольное внимание, память, общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве.
План фронтальной работы:
1. Развитие лексико-грамматического строя речи: игра «Скажи, какая?»
2. Развитие лексико-грамматического строя речи: игра «Что делаем?»
3. Развитие мелкой моторики: упражнение «По грибы»
4. Развитие связной речи: игра «Опиши грибок»
5. Развитие общей моторики: речь с движением «Дождик»
6. Развитие психических процессов и ориентировка в пространстве: игра «Где грибок?»
7. Развитие слухового восприятия: игра «Песенка дождя»
Ход занятия:
1. Игра «Скажи, какая?»
Осень пришла, под окошком встала и слушает. Она любит, чтобы о ней красивые слова говорили. (Дети подбирают однородные определения: золотая, багряная, дождливая, хмурая, ранняя, теплая, холодная, поздняя, щедрая, урожайная,…)
2. Игра «Что делаем?»
За такие красивые слова осень нас отведет в лес по грибы. Но скажите, что можно делать с грибами? (Жарить, варить, солить, мариновать, мыть, резать, сушить, срезать, собирать, …)
3. Развитие мелкой моторики «По грибы» (Смотри занятие №1)
4. Игра «Опиши грибок»
Мы в лес пошли и грибок нашли. Какой? (По мере называния грибов воспитатель выставляет картинки с изображением грибов, дети описывают их по схеме)
5. Речь с движением «Дождик»
Пошел осенний дождик:
Капля раз, капля два, Два прыжка на носочках
Очень медленно сперва Четыре прыжка
А потом, потом, потом Восемь прыжков, руки на поясе
Все бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли, Руки в стороны
От дождя себя укрыли. Руки полукругом над головой
6. Игра «Где грибок?»
После дождика много грибов. Где вырос грибок? (На картине грибы на лесной поляне, дети рассказывают, где грибок: справа (слева) от елки, впереди (сзади) елки…)
7. Игра «Песенка дождя»
Чтобы еще выросли грибы, повторите песенку дождя: кап-кап-кап; кап, кап-кап; кап-кап, кап и т.п. (Дети отстукивают заданный педагогом ритм пальчиком по стулу).
Подгрупповая работа:
Задание |
Цель |
Подгруппа |
1. Лепка «Грибы»
|
Закреплять умение лепить знакомые предметы, используя усвоенные приемы: раскатывание прямыми и кругообразными движениями, сплющивание ладонями, лепка пальцами для уточнения формы. |
№1 |
2.Математика «Грибы на полянке» |
Упражнять в количественном счете в пределах 6. Развивать мелкую моторику. |
№2 |
3. Индивидуальная работа по заданию логопеда |
Развивать артикуляционную и мимическую моторику, автоматизировать поставленные звуки |
№1 |
После небольшого дождика выросли грибы. Вот в эти корзинки вы вылепите те грибы, какие захотите. Вспомним, как лепить грибок (показ способов лепки, обратить внимание на цвет, форму деталей).
В ваших тетрадях нарисованы группы деревьев, а под ними полянки. (На листе изображены группы из 2-х, 3- х, 4- х, 5-и, 6-и деревьев, под ними полянки). После дождя
на полянках выросли грибы. Вам надо нарисовать их столько, сколько деревьев и сосчитать
Занятие №3
Задачи: Активизировать словарь и закреплять знания детей по лексической теме. Упражнять в согласовании существительных с числительными, в употреблении предлогов«на», «под», «около», в составлении описательных рассказов с опорой на схему. Развивать слуховое восприятие, внимание, память, общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве.
План фронтальной работы:
1. Развитие лексико-грамматического строя речи и ориентировки в пространстве: игра «Где спрятался гриб?»
2. Развитие лексико-грамматического строя речи: игра «Сколько грибов в корзине?»
3. Развитие мелкой моторики: упражнение «В лесу»
4. Развитие слухового восприятия: игра «Отхлопай также»
5. Развитие общей моторики: речь с движением «Дождик»
Ход занятия:
1. Игра «Где спрятался гриб?»
У нас гость: Стоит Антошка на одной ножке. Кто это? (Гриб)
Правильно, Антошка хочет познакомить вас со своими друзьями. Только они все спрятались. Где? (На мольберте – картина с изображением лесной поляны. Дети объясняют местоположение грибов: белый гриб под сосной (около сосны), подосиновик – под осиной (около осины), опята – на пеньке и т.д.
2. Игра «Сколько грибов в корзине?»
Отгадайте, сколько грибов я собрала в корзину. Сначала я собирала подосиновики. Спросите, сколько я собрала подосиновиков. (Дети задают вопросы: «Один подосиновик?», «Два подосиновика?» и т. д. до 6. Аналогично с другими грибами).
3. Развитие мелкой моторики «В лесу»
Хорошо потрудились, пора и отдохнуть:
Меж еловых мягких лап Поглаживают подушечками пальцев колени
Дождик кап, кап, кап. Стучат пальцами по коленям
Где сучок давно засох - руки вверх, пальцы то прижимают друг
Серый мох, мох, мох к другу, то расставляют как можно шире
Где листок к листку прилип, Указательным пальцем правой руки
Вырос гриб, гриб, гриб. поочередно касаются пальцев левой
Кто нашел его друзья? Сжимают все пальцы, кроме мизинца
Это я, я, я! и показывают его.
4. Игра «Отхлопай также»
Как дождик капал, давайте повторим. (Педагог задает ритм, отхлопывая в ладоши, а дети по очереди повторяют).
5. Речь с движением «Дождик»
Пора гостю Антошке домой, а то тучки набежали, скоро пойдет дождь: (Смотри занятие №2)
Подгрупповая работа:
Содержание работы смотри Занятие №1, но подгруппы меняются местами
Занятие №4
Задачи: Активизировать словарь и систематизировать знания детей по лексической теме. Упражнять в согласовании существительных с прилагательными в роде и числе, в составлении описательных рассказов с опорой на схему. Развивать произвольное внимание, логическое мышление, общую и мелкую моторику.
План фронтальной работы:
1. Развитие общей моторики: речь с движением «По грибы»
2. Развитие лексико-грамматического строя речи и связной речи: игра «Загадай загадку»
3. Развитие мелкой моторики: упражнение «Грибок»
4. Развитие психических процессов: игра «Что в корзину, что в ведро?»
5. Развитие лексико-грамматического строя речи: игра «Какой? Какая? Какое? Какие?»
Ход занятия:
1. Речь с движением «По грибы»
Ребята, к нам из лесу пришла телеграмма, в которой гриб Антошка просит нас приехать к нему в гости в лес, поискать его друзей, которые умеют хорошо прятаться в траве, под деревьями, в кустах. Пора в дорогу: (Смотри занятие №1).
2. Игра «Загадай загадку»
Вот мы и в лесу. Посмотрите внимательно, где спрятались грибы? Кто отыщет гриб, опишите, не называя его, а все отгадают, что это за гриб (дети составляют загадки-описания с опорой на схему)
3. Развитие мелкой моторики «Грибок»
Молодцы, ребята, много нашли грибов. И даже наши пальчики не ленились:
Раз, два, три, четыре, пять, открываем пальцы из кулака по очереди
Вышли пальчики гулять.
Этот пальчик – гриб нашел, Загребают пальчики в ладошку по
Этот пальчик – чистить стал, одному, начиная с мизинца
Этот пальчик резать стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик сел, все съел,
Оттого и потолстел.
4. Игра «Что в корзину, что в ведро?»
Давайте разберем грибы: съедобные положим в корзину, а несъедобные – в ведро.
5. Игра «Какой? Какая? Какое? Какие?»
Подарим Антошке на прощание красивые слова: о чем можно сказать осенний (день, лист, дождь…), осенняя (поляна, туча, трава, земля…), осеннее (небо, солнце, настроение,…),осенние (цветы, грибы, деревья, листья, … )
Подгрупповая работа:
Содержание работы смотри Занятие №2, но подгруппы меняются местами
ЛИТЕРАТУРА
1. Алтухова Н. Звуковая мозаика. - СПб., 1998
2. Волина В. Занимательное азбуковедение. – М.,1994
3. Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. М.1999
4. Гаркуша Ю.Ф. Система коррекционных занятий воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи. – М., 1992
5. Карельская Е. Поможем Буратино заговорить// Дошкольное воспитание.- №8, 1998 г.
6. Нищева Н. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. – СПб., 2003
7. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой/ Изд. 3-е.-М., 2005
8. Савина Л. Пальчиковая гимнастика. – М., 2001
9. Ткаченко Т. Если дошкольник плохо говорит. – СПб., 1998
10. Ткаченко Т. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. - СПб., 1998
11. Ткаченко Т. Логопедическая тетрадь. Формирование и развитие связной речи. - СПб., 1998
12. Ткаченко Т. Логопедическая тетрадь. Формирование лексико-грамматических представлений. - СПб., 1998
13. Филичева Т., Чиркина Г. Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада. – М.,1993
14. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М., 2005
15. Чиркина Г.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М., 2008
16. Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь. - СПб., 1996
17. Юртайкин В.В., Ефименкова Л.Н. Особенности работы воспитателя в группах дошкольников с общим недоразвитием речи. //Дефектология. -1981. - №2. -с.84-90.