КОНСУЛЬТАЦИЯ. ВОСПИТАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ

            Самостоятельность у детей вырастает из медленно накапливающихся простейших привычек вести себя самостоятельно с самого детства. Поэтому развитию активности и инициативы ребенка, выработке у него привычек самостоятельно выполнять те или иные действия должно быть уделено серьезное внимание.

            В воспитании самостоятельности у детей раннего и дошкольного возраста, так называемые «мелочи», имеют особое значение. Здесь важно умение взрослого правильно оценить возможности ребенка на каждом возрастном этапе его развития и, исходя из этого, активизировать его самостоятельные усилия.

            Известно, что дети по природе своей активны. Задача взрослых – развивать эту активность, направлять ее в нужное русло, а не глушить своей назойливой опекой.

            Кому из родителей незнакомо настойчивое стремление двух – трех летних детей самостоятельности! «Я сам, я сам», - твердят они каждый раз, когда взрослые начинают натягивать на них рубашку, колготки, вытирают им нос, кормят с ложечки и т.д. Нередко малыши принимаются подметать пол, убирать со стола, поливать цветы и даже пытаются мыть посуду, стирать. Нужно всемерно поддерживать эти росточки самостоятельности и инициативы детей.

            Что значит – поддерживать инициативу самого ребенка? Это отнюдь не означает, что ему нужно предоставлять полную свободу действий. Ведь первые проявления самостоятельности детей очень неустойчивы, преходящи. Ребенок старается самостоятельно выполнять только те действия, которые для него новы, еще не освоены. Он может несколько раз подряд горячо взяться шнуровать ботинки, застегивать и расстегивать пальто, завязывать и развязывать шарфик и т.д. Но очень скоро все это ему надоест. Теперь он хочет заняться новым делом – и точка. Поэтому можно сказать: детское требование «я сам» - это еще только начало дела. Для воспитания самостоятельности важно уметь пробуждать у ребенка такие мотивы, которые заставляли бы его выполнять уже знакомые действия каждый раз, когда это необходимо.

            Ребенок с удовольствием выполняет известные действия, когда они включены в интересную для него, например игровую деятельность, если они занимательны. Однако приходится прибегать и киного рода воздействиям. Например, предъявлять малышу определенные требования до тех пор, пока он не привыкнет выполнять их без напоминания. Только систематическими требованиями можно приучить ребенка самостоятельно умываться, убирать игрушки, аккуратно складывать одежду перед сном и т.д. Все эти действия необходимо повторять ежедневно, и они, конечно, не привлекают ребенка своей новизной.

            Один из важнейших мотивов формирования самостоятельности у детей – их стремление к самоутверждению. Как отмечалось, это стремление проявляется очень рано. Уже в два с половиной – три года малыши, желаю показать, что они «большие» и «хорошие», пытаются оказать помощь взрослым в домашней работе, пробуя вытирать стол, мыть посуду, подметать пол и т.д.

            Вите 3 года 7 мес. Его перевели из яслей в детский сад. Он гордится этим – значит, большой стал. А большие не ходят за ручку с родителями. Поэтому, когда по дороге последний поворот и показывается калитка детского сада, он каждый раз обращается к папе: «Дальше я пойду один. Я не хочу идти за ручку, не маленький же». Через некоторое время он начинает оставлять папу уже за углом и гордо идет дальше самостоятельно – совсем как «большой».

            В воспитании самостоятельности ребенка большое значение имеет правильное использование оценочных воздействий, рассчитанных на пробуждение детского чувства собственного достоинства, умение опереться «опережающую гордость» малыша. Самое главное, чтобы работа в этом направлении велась с ребенком не от случая к случаю, а систематически, пока у него не выработается нужное отношение к делу.

            Алик – ему 3 года 5 мес. – не любит самостоятельно одеваться и раздеваться. Вот и сегодня, когда папа ему сказал: «Алик, пора спать, раздевайся», он лениво ответил: «Я хочу, чтобы мама меня раздела». Тогда папа обращается к маме: «Я вчера ходил к Мише. Вот молодец! Сам одевается и сам раздевается. Ты видела, как Миша быстро одевается и раздевается?» - «Да, видела, - отвечает мама. – Миша хороший мальчик: все делает сам, как большой.»- «Я тоже умею раздеваться, - говорит Алик, внимательно слушавший разговор родителей. – Вот посмотрите!» - и поспешно стягивает с себя рубашку. А утром пап уже не ждет, как поведет себя сын, а сразу уже создает необходимую психологическую атмосферу: « У вас в садике кто самый хороший, самый большой мальчик – все сам умеет делать: и одеваться, и раздеваться?» - обращается он к Алику. – «У нас хорошие мальчики Саша и Вова», - отвечает тот. Сразу же вслед за этим начинается подъем, и Алик принимается за одевание. – «Видите, как я тоже одеваюсь сам. Я же большой», - говорит он довольный.

            Как мы видим, желая быть «большим» и «хорошим», Алик каждый раз с усердием пытается самостоятельно одеваться и раздеваться. Но надо учесть, что его детская гордость только зарождается. У него еще нет устойчиво-эмоционального отношения к определенным поступкам, как к достойным или недостойным. Поэтому завтра он может отказаться от выполнения тех дел, которыми гордился сегодня. В таких случаях положительные результаты могут быть достигнуты путем воздействия на ребенка отрицательной оценкой. Это вновь пробуждает у него желание показать себя с положительной стороны, восстановить утраченную «честь» в глазах взрослых.

            Но злоупотреблять отрицательной оценкой по отношению ктрех – четырехлетним детям вредно. Эта мера применима лишь в тех случаях, когда воспитатель уверен, что малыш отнесется к этому как к временной неудаче и сохранит стремление быть «хорошим» в глазах взрослых. Надо щадить самолюбие ребенка и заботливо выращивать первые ростки его человеческого достоинства и гордости.

            Нередко проявлению активности и самостоятельности ребенка мешает его плохое настроение. В таких случаях приходится пробовать различные средства воздействия, чтобы найти необходимый «ключик»  к малышу.

            Малыш обычно хочет быть похожим на положительных персонажей прочитанных книг. Взрослые и сами могут сочинять коротенькие дидактические сказки и рассказики, положительные герои которых обладают как раз такими достоинствами, каких не достает ребенку. И, напротив, непривлекательных действующих лиц следует наделить характерными для малыша недостатками: пассивностью, неумением делать что-то, несамостоятельностью, ленью и т.д.

            Привыкнув самостоятельно одеваться и раздеваться, ребенок нередко выражает недовольство, когда взрослые мешают ему в этом.

            Формирование самостоятельности ребенка осуществляется более успешно, если родители умеют использовать достижения самого малыша для дальнейшего воздействия на его поведение.

            Важно отметить, что воспитать самостоятельность у ребенка невозможно, если он не обладает необходимыми в его возрасте умениями и навыками. Нередко можно наблюдать такую картину. Малыш хочет сделать что-то сам, но у него ничего не получается. Несколько раз попытавшись преодолеть препятствие и испытав неудачу, он бросает начатое дело. Все равно ничего не выйдет. Это надолго может вселить в ребенка неуверенность в свои силы. Поэтому выработка тех или иных навыков, умений – непременное условие формирования самостоятельности у детей.

            Однако здесь возникает одно серьезное «но», которое часто приводит в смущение неопытных родителей: малыши очень медленно и с большим трудом приобретают умения и навыки. Ребенок, прежде чем вымыть руки, может перепачкать всю одежду, а взявшись застегивать пуговицы рубашки просидеть полчаса и ничего не сделать. А взрослые обычно спешат. Им значительно проще и быстрее самим сделать все за малыша – помыть его, одеть, накормить и т.д. в результате ребенок может вырасти беспомощным существом. Дело еще более усугубляется в тех случаях, где детей ясельного и дошкольного возраста полностью освобождают от домашнего труда. Конечно, о возможности включения двух - трехлетних детей в серьезную трудовую деятельность говорить не приходится. Но первые трудовые навыки, умение содержать в надлежащем порядке свои игрушки, поливать цветы, мыть посуду, выполнять простейшие поручения взрослых (принести, отнести) дети начинают приобретать именно в этом возрасте. Навыки и эмоциональные впечатления, связанные с такого рода трудовой деятельностью, безусловно, накладывают отпечаток на развитие воли и трудолюбие ребенка в последующие годы. Поэтому недооценку роли трудового воспитания в развитии самостоятельности ребенка, как и в его личности в целом, нельзя оправдать.

            Дети вырастают самостоятельными лишь в тех семьях, в которых взрослые, не жалея сил и времени, шаг за шагом терпеливо вырабатывают доступные ребенку данного возраста умения, используя для этого каждый удобный случай. Опытные родители начинают обычно с малого: оказывают ребенку своевременную помощь (показывают, объясняют, как можно и нужно сделать что-либо), контролируют его первые и самостоятельные усилия, не давая ему заигрываться, подолгу возиться с одни и тем же делом. Только таким образом у ребенка вырабатываются навыки самообслуживания и различные умения, без которых малышу трудно быть самостоятельным.