Консультация для родителей «Обогащаем словарь детей»

Консультация для родителей

«Обогащаем словарь детей»

         Основная задача логопедического воздействия на детей с нарушениями речи – научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Это имеет важное значение для обучения в школе, общения со взрослыми и детьми, формирования личностных качеств.

Устранение ошибок в речи возможно при помощи специальных упражнений. Эти упражнения несложные и вполне родители самостоятельно могут заниматься с ребёнком. Для поддержания интереса к звучащему слову, для уточнения имеющегося словаря и его обогащения можно использовать следующие упражнения.

 

Упражнения с существительными

Родитель (показывает картинки).

•Придумай к картинкам название, состоящее из одного слова («Улица», «Зима», «Вечер»).

•Назови две картинки одним словом («Друзья», «Игра»).

Родитель (показывает игрушечного медведя).

•Назови по-разному эту игрушку. (Мишка, мишенька, мишуленька, мишутка и т.д.)

•Скажи об игрушках словами, в которых слышится звук Ш. (мишутка, мишка, сынишка, малыш, мишуля).

•Назови одним словом этих двух мишек (братья, друзья, Топтыгины).

 

Упражнение с глаголами

•Родитель. Что умеет делать кошка? (Лакать (молоко), лазить (по деревьям), царапаться, мяукать, мурлыкать, играть, лежать, смотреть, стоять, бежать, ласкаться)

•Что делает ветер? (Воет, дует, шумит, сбивает с ног, поёт, несёт).

•А что умеет делать ветерок? (Ласкает, напевает, веет, шумит, дует),

•Что делает щенок? (Спит, играет, ест, лает, ласкается). Что умеет делать щенок? (Спать, играть, есть, ласкаться),

•Что любит делать щенок? Бегать, грызть (кость), гоняться (за кошкой), ласкаться).

•Как ведёт себя щенок, когда ему дают кость? (грызёт, наслаждается, рычит, радуется, торопиться),

•Что делает щенок, когда его берут на руки? (Прижимается, радуется, смотрит, зажмуривается, сопит).

 

          Упражнения с прилагательными

•Родитель. О чём можно сказать, используя слова: круглая (тарелка, сковородка), круглый (шар, мяч, стол, поднос, обруч), круглое (зеркало, колесо); красная (косынка), красное (знамя), красный (флаг); узкое (место), узкая (лента)?

•Какими словами можно сказать про солнышко? (Ясное, лучистое, золотистое, весёлое, радостное, светлое, весеннее, доброе, ласковое, горячее).

•Какими словами можно сказать про небо, когда ярко светит солнце? (Синее, голубое, светлое, чистое, прозрачное, солнечное).

•Каким может быть ручеёк? (Журчащим, поющим, звенящим, говорливым, бегущим).

 

Упражнения с наречиями

Родитель. Как мчится волк за своей добычей? (Быстро, стремительно),

•Как передвигается черепаха? (Медленно, спокойно, плавно).

•Как падают листья на землю во время листопада? (Бесшумно, тихо, легко, медленно, спокойно, плавно, красиво).

•Как вы встречаете новогодний праздник? (Радостно, шумно, весело).

•Упражнение на подбор родственных слов

•Родитель. Какие новые слова можно образовать от слов кот (котик, коток, котя, котофей, котёнок, котята, котятки, котики, коты, котяточки), солнце (солнышко, солнечно, солнечное, солнечный, солнечная)?

Важно использовать каждую минуту общения с ребёнком для развития его речи: нужно беседовать, разговаривать по дороге домой из детского сада, больше и чаще читать с ребёнком книг и обсуждать  прочитанное, побуждать ребёнка высказывать своё мнение и переживания.