И.А. Грицай, старший воспитатель Что такое гиперактивность?

Между просто активностью и навязчивой перевозбудимостью вашего чада есть большая разница!

 

Он бегает и прыгает, ломает и складывает, разбрасывает и собирает, крушит и строит, а еще дерется, кусается, танцует, поет, кричит — и все это почти одновременно.

А вы, обладая этим сокровищем, понимаете истинный смысл старой доброй присказки: «Какой же ты хороший, когда спишь!». Узнали в этом портрете своего ребенка? Врачи тут же назовут диагноз - синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Но диагноз ли? Может, это просто черта характера? Нормально ли, когда ребенок 24 часа в сутки скачет «по головам» своих ошалевших родителей, и где граница между нормой и «перебором»?

В любом случае дети эти - необычные, поэтому требуют к себе особенного отношения. Кто входит в группу риска и как помочь ребенку, и родителям?

Главное отличие гиперактивности от просто активного темперамента в том, что это не черта характера ребенка, а следствие не слишком гладкого появления на свет и нарушений в грудничковом возрасте. В группу риска входят детки, родившиеся в результате кесарева сечения, тяжелых родов, «искусственники», маловесные, недоношенные. Плюс экология и темп современной жизни. Вот почему гиперактивные дети сегодня не редкость, чуть ли не норма. Стоит оговориться: не все дети из группы риска обязательно гиперактивны!

Что нужно сделать, чтобы малыш избавился от «излишков» активности? Создать ему определенные условия жизни. Сюда входит спокойная психологическая обстановка в семье, четкий режим дня (с обязательными прогулками на свежем воздухе, где есть возможность порезвиться на славу). Придется и родителям потрудиться.Если вы сами очень эмоциональны и неуравновешенны, постоянно везде опаздываете, торопитесь, то пора начинать работать над собой. Больше не неситесь сломя голову в сад, постоянно поторапливая ребенка, старайтесь поменьше нервничать, пореже менять планы «по ходу дела» и сами станьте более организованными.

А ТАКЖЕ ВОСПОЛЬЗУЙТЕСЬ ТАКИМИ СОВЕТАМИ:

  • ⃰⃰Малыш не виноват, что он такой «живчик», поэтому бесполезно его ругатьнаказывать, устраивать унизительные молчаливые бойкоты. Этим вы добьетесь только одного — снизите его самооценку, вызовете чувство вины, что он «неправильный» и не может угодить маме с папой.

• В воспитании необходимо избегать двух крайностей — проявление чрезмерной мягкости и предъявления ему завышенных требований. Никакой вседозволенности! Четко разъясните ребенку правила поведения в различных ситуациях. Однако количество запретов и ограничений следует свести к разумному минимуму.

  • Ребенка нужно хвалить в каждом случае, когда ему удалось довести начатое дело до конца. На примере относительно простых дел нужно научить правильно распределять силы.
  • Оберегайте детей от переутомления, связанного с избыточным количеством впечатлений (телевизор, компьютер), избегайте мест с повышенным скоплением людей (магазинов, рынков и прочее).

Иногда излишняя активность и возбудимость — результат предъявления ребенку слишком завышенных родительских требований, а также чрезмерного утомления. В этом случае мамам и папам необходимо стать менее требовательными, постараться снизить нагрузку.

  • «Движение — это жизнь», недостаток физической активности может стать причиной повышенной возбудимости. Не сдерживайте естественную потребность ребенка поиграть в шумные игры, порезвиться, побегать, попрыгать.
  • И не забывайте говорить ребенку, как сильно вы его любите.

Напоследок вы можете спросить: «А как же патологии и отклонения, которыми вас запугали в кабинете невролога?» Риск есть, но успокоительными проблему не решить, — продолжает психолог. — Ведь лекарства лишь подавляют активность ребенка, как бы тормозят его, но причина остается. В отличие от многих других неврологических заболеваний, СДВГ достаточно хорошо поддается лечению и имеет более оптимистические прогнозы, но при условии, если терапию и реабилитацию проводить своевременно: в возрасте 5 – 10 лет. Нельзя махать на состояние здоровья своего малыша рукой: увы, само может и  не пройти. И тогда подросший ребенок начнет испытывать трудности, ему сложно будет строить отношения со сверстниками и старшими. НЕ ОПОЗДАЙТЕ!!!

Тренировать навыки управления своим вниманием и поведением ребенку лучше всего помогут игры. Предлагаем несколько вариантов.

Игра для развития внимания «Последний из могикан». Расскажите ребенку об индейцах и о том, как они умеют слышать и видеть все вокруг. От того, заметят ли они вовремя различные шумы, может зависеть их благополучие. Затем предложите ребенку побыть таким индейцем. Пусть он закроет глаза и постарается услышать все звуки в комнате и за ее пределами. Спросите его о происхождении этих звуков. Чтобы было интереснее, можно специально организовать некоторые шумы и звуки: постучите по различным предметам в комнате, хлопните дверью, пошуршите газетой и так далее.

Игра для релаксации «Прикосновение». Она поможет ребенку расслабиться, снять напряжение, повысит его тактильную восприимчивость. Подготовьте предметы из различных материалов. Это могут быть кусочки меха или ткани, стеклянные бусы, деревянные изделия, вата, что-нибудь из бумаги... Положите их на стол перед ребенком, пусть рассмотрит.Затем предложите ему закрыть глаза и попробовать догадаться, чем вы прикасаетесь к его руке.

Игра для развития волевой регуляции «Замри». Здесь ребенку необходимо быть внимательным и суметь преодолеть двигательный автоматизм, контролируя свои действия. Включите музыку. Пока она звучит, ребенок может прыгать, кружиться, танцевать. Но как только звук выключен, игрок замирает на месте в той позе, в которой его застала тишина. Игра отлично подходит для веселья на детском празднике.

Коммуникативная игра «Ожившие игрушки». Предложите ребенку представить, что ночью в магазине игрушки оживают. Изобразите (без слов) какую-нибудь игрушку, например медвежонка. Пусть ребенок постарается угадать, кто это, но ответ не выкрикнет, а запишет (нарисует) на листке. Затем пусть ребенок сам покажет любую игрушку, а вы постараетесь отгадать ее название. Обратите внимание, что вся игра должна проходить в абсолютной тишине. Малышу надоело играть? Объявите, что светает, и игрушки должны снова встать на свои места, а значит, игра окончена. Так ребенок приобретает навыки невербального (без использования речи) общения, развивает самоконтроль.