И.А. Грицай. АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Л] В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ И ТЕКСТЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МНЕМОТАБЛИЦ
Применение инновационных технологий на логопедических занятиях способствует положительному эмоциональному состоянию детей и значительно повышает эффективность работы учителя-логопеда. Использование на занятии ИКТ направлено на повышение познавательной активности детей и увеличения объема выполненных на занятиях заданий.
Данное логопедическое занятие проводится в едином игровом сюжете с использованием мнемотаблиц. В его содержание включены приемы мнемотехники, позволяющие ускорить процесс автоматизации поставленных звуков, облегчающие запоминание и последующее воспроизведение целостного образа в рифмованной форме, способствующие развитию основных психических процессов.
КОНСПЕКТ ФРАГМЕНТА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЕТЕЙ С ОНР
ТЕМА: Автоматизация звука [л] в предложениях и тексте с использованием мнемотаблиц.
ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийная презентация, мнемотаблица «Около чего?», индивидуальный коврограф, набор карточек к стихотворению «Шалун».
№ |
Содержание работы |
Цели |
1. Артикуляционная гимнастика. |
Сегодня в гости к нам пришел веселый мальчик Алешка Он узнал, что язычок тоже может делать гимнастику и очень удивился. Давай его научим нескольким упражнениям. Раз – зевнул в лесу мышонок (упр. «Окошко»)
Два – лакает суп котенок (упр. «Лакание») Три – лошадка поскакала (упр. «Лошадка»)
На четыре – постояла (упр. «Конфетка») Пять – болтают индюки (упр. «Индюк») Шесть – качели у реки (упр. «Качели») Семь – варенья мы попросим (упр. «Вкусное варенье») Восемь – мы снежки подбросим. (упр. «Мячики») Девять – звонко барабаним (упр. Барабанщик») Десять – тихо отдыхаем (упр. «Лопатка») |
Развивать подвижность органов артикуляционного аппарата, подготовить его к произношению [л]. |
2. Автоматизация [л] в предложениях |
Посмотри, какие интересные у Алешки картинки. Все тебе знакомы? Сегодня мы с ними поиграем. Ты заметил, что каждая картинка живет в своем домике? Нужно назвать около чего живет средняя картинка. Вначале соседей слева, а затем справа (мнемотаблица «Около чего», приложение № 1, 2). |
Автоматизация [л] в предложениях, упражнение в употреблении предлога [около]. |
3.Автоматизация [л] в тексте |
Посмотри, какие еще заморочки принес Алёшка (слайд № 13). Давай рассмотрим картинки. Посмотри, какая картинка тебе не знакома или не понятна? Давай рассмотрим первый ряд картинок. Разлило молоко Алёшку. Так бывает? Исправь, как правильно сказать. (Ребенок исправляет деформированный текст и выкладывает на коврографе мнемотаблицу предложения.) Что получилось? (Молоко разлил Алёшка.) По аналогии ребенок исправляет все четыре предложения, а затем с помощью мнемотаблицы рассказывает четверостишье Молоко разлил Алёшка, Льётся лужа на полу. Молоко лакает кошка, А шалун стоит в углу. Молодец, ты запомнил стихотворение про Алёшку и правильно произносил звук [л]. |
Автоматизация [л] в тексте с помощью мнемотаблицы, развитие психических процессов, мелкой моторики. |
Приложение № 1
Около
Около лодки — лыжи и белка,
Около свеклы — салат и тарелка.
Около яблока — лось и козел,
Около ласточки — лук и осел.
Приложение № 2
Около дятла — лебедь и голубь,
Около платья — лампа и желудь
Около пугала — волк и пила,
Около ландыша — слон и пчела.
учитель-логопед И.А. Грицай